Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение и воспитание посредством приобщения учащихся к национальной, общероссийской и общемировой культуре помогает не только развивать у детей этническое самосознание, толерантность и способность самоидентифицироваться в мультикультурном обществе, но и воспитывать их эстетическую культуру.
Отсюда, следующим шагом в совершенствовании процесса воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей является концептуально-прогностический этап. Он представляет собой поиск целевых, содержательных и процессуальных характеристик учебно-воспитательного процесса, а также отслеживание в динамике уровня индивидуальной культуры воспитанников.
В рамках формирующего эксперимента нами была организована работа педагогического коллектива Элистинского Дворца детского творчества над единой методической темой: «Формирование эстетически развитой личности воспитанника в условиях этнокультурно коннотированного образовательного процесса». На основе результатов констатирующего эксперимента нами была разработана программа этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности, которая включает в себя ценностные ориентации учебно-воспитательного процесса по программам художественно-эстетического цикла, принципы деятельности педагогов дополнительного образования, прогностическую модель, логику и этапы обновления программно-методического обеспечения художественно-эстетического образования и воспитания детей. Программа этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (далее – Программа) опирается на стратегию формирования образовательных систем этнокультурной коннотации А.Б. Панькина.
Стратегия формирования образовательных систем на основе этнокультурной коннотации предполагает воспитание эстетической культуры школьников через актуализацию этнокультурных ценностей; ориентирует на усвоение национальных ценностей, наряду с общечеловеческими, обогащает личность и социум, способствует гармонизации общественных отношений; обеспечивает важнейшее для формирования личности ребенка право обучения и воспитания на родном языке; способствует развитию личностно-ориентированного образования, учитывающего этносоциокультурные традиции.
В ХХI в. «обогащение» процесса воспитания эстетической культуры личности возможно через сохранение родного языка и культуры, которое, в свою очередь, возможно только через развитие национально-региональных образовательных систем, основанных на принципе этнокультурной коннотации. Именно этнокультура является механизмом передачи эстетического опыта от старшего поколения к младшему, скрепляя сообщество и предохраняя его от распада.
Программа определяет стратегические направления деятельности Дворца детского творчества в области художественно-эстетического образования и воспитания учащихся, указывает на перспективы развития данного направления в единстве целей, задач и путей их достижения. Реализация программы должна стать основой для инновационного развития учреждения, укрепления и совершенствования функции воспитания эстетической культуры учащихся.
Целями этнокультурно коннотированного художественно-эстетического образования во Дворце детского творчества являются: обеспечение реализации идей этнокультурной коннотации в учреждении дополнительного образования детей; формирование эстетически и этнокультурно развитой личности воспитанника учреждения дополнительного образования детей; повышение уровня эстетической культуры учащихся; сохранение и инновационное развитие художественно-эстетического направления дополнительного образования детей с учетом этнокультурных традиций калмыцкого народа и народов, проживающих в Калмыкии.
Новое в образовании:
Проблема развития творческих способностей личности
Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения. Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору. Его у ...
Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления
с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию
экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...