Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
Профессиональное обучение приходится преимущественно на подростковый и юношеский возраст, в этот период идет активный процесс социализации, то есть процесс включения в структуру общества. Развитие обучающихся (студентов) связано, прежде всего, с реализацией их потенциалов. Реализация возможностей происходит в деятельности - учебе, ориентированной на выполнение обучающимися (студентами) практических заданий, которые формируют профессиональные навыки.
Следует признать, что классическая образовательная среда не всегда учитывает индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на среднестатистического студента. И часто вследствие этого будущие профессионалы, изначально руководствующиеся позитивными мотивами в выборе профессии, в дальнейшем выражают нежелание работать по специальности и давать гарантию качества, неумение творчески подойти к делу. В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи обучающимся (студентам) в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Особенностью развития системы сопровождения является необходимость решения задач сопровождения в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании. Данный вид сопровождения отвечает новой парадигме образования – развитию субъектности и индивидуальности обучающегося.
Еще одним важным аспектом является введение кредитно-модульной системы, которая предполагает переход на индивидуальные учебные планы обучения, определяющие индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося или студента. Для участия в составлении собственного учебного плана у него должна быть сформирована культура выбора, он должен ясно представлять свои образовательные потребности на основе осознанных познавательных и профессиональных интересов и образовательных возможностей.
Таким образом, в настоящее время практической психологии профессионального образования России необходимо инновационное и опережающее развитие, обусловленное происходящими изменениями в системе профессионального образования всех уровней, связанными со стратегией достижения его иного качества. Предметом изменений становится:
образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;
требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
процессы интеграции учреждений профессионального образования;
внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
система оценки качества образования.
Помимо перечисленных, важным представляется учет изменений, связанных с молодежными субкультурами, поликультурными аспектами в образовании, демографическими процессами.
Таким образом, на современном этапе развития профессионального образования любого уровня психологическое сопровождение процесса подготовки специалиста является чрезвычайно важным компонентом.
Впервые понятие «сопровождение» как новой образовательной технологии было предложено в работах Е.И. Казаковой, М.Р. Битяновой.
Новое в образовании:
Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей развития
теоретического мышления у младших школьников
Психологи, изучая этот познавательный процесс, считают, что мышление представляет собой активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Теоретические и практические выводы делаются людьми на основе сенсорной информации. Мышление отражает бытие не только в виде отде ...
Организация опытно-экспериментальной работы в школе № 75 города Оренбурга
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономически ...
Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования
Содержание учебных предметов и способы их развертывания определяют тип сознания и мышления ребенка. Поэтому построение учебных предметов имеет не узкое, дидактико-методическое, а более общее значение, с точки зрения особенностей психического развития ребенка. Мышление представляет собой процессы по ...