Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, накоплен феноменологический материал по нормальному и аномальному развитию (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова (1981), Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженова (1986)).
Существует группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев, так называемые «скрининг-методики» (А.М. Кузьмин и Л.В. Дайхина (1990), Е.В. Кожевникова с соавт. (1995), которые могут использоваться для диагностики ДЦП.
Для выявления возможностей психомоторного развития детей, страдающих детским церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.
О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) представили свои предложения по организации комплексного диагностического обследования детей с нарушениями в сфере формирования движений.
Т.В. Пелымская и Н.Д. Шматко (2001) предложили методику педагогического обследования слуха у детей первого года жизни, которое способствует раннему выявлению снижения слуха.
И.И. Ильчикова, М.Э. Вернадская и О.В. Парамей (2003) изложили особенности заболевания глаз у детей младенческого возраста, а также методы психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей.
Е.В. Козлова в работе, «Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни» (2003), выбрала для системной оценки основных показателей развития детей шкалу Гриффитс.
Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).
Зрительные ориентировочные реакции (Методика выявления зрительных и слуховых ориентировочных реакций Э.Л. Фрухт)
Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.
1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5-10 см) на расстоянии 40-50 см и перемещает ее на 20-30 см вправо и влево 2-3 раза.
2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь, то отдаляясь. Вызвав сосредоточение, остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка.
3) Взрослый вызывает сосредоточение на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону до 20 см, а затем оставляет предмет неподвижным на высоте 50-70 см от глаз ребенка.
4) Поочередно к ребенку подходят знакомые и незнакомые взрослые, говорят, улыбаются в течение 1,5-2 мин.
Реакция ребенка. В первом случае ребенок фиксирует предмет взглядом 5-10 сек. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождаются поворотами головы. Движения заторможены. Во втором случае ребенок фиксирует предмет взглядом 5-10 сек. В третьем случае ребенок смотрит на игрушку, следит за ней. В четвертом случае при общении со знакомым у ребенка возникает оживление, радость, а при виде незнакомого - настораживается, гаснет улыбка, может заплакать.
Шкала психомоторного развития по Гриффитс - это скрининговая методика обследования.
Шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Кешишян Е.С.), 1-й год
Месяц жизни |
Моторика |
балл |
Социальная адаптация |
балл |
Слух и речь |
балл |
Глаза и руки |
балл |
Способность к игре |
балл |
1 |
Поднимает подбородок лежа на животе |
1 |
Кратковременно фиксирует взгляд на предмете |
1 |
Вздрагивает от звуков |
1 |
Следит глазами за ярким источником света |
1 |
Сжимает пальцы исследователя |
1 |
Отталкивается ногами от рук исследователя |
2 |
Успокаивается на руках |
2 |
Успокаивается от обращенной к нему речи |
2 |
Смотрит на кольцо или игрушку |
2 |
Реагирует на родителей генерализованными движениями |
2 | |
Удерживает вертикально головку несколько секунд |
3 |
Радуется купанию |
3 |
Гулит больше, чем плачет |
3 |
Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним |
3 |
Руки тянет в рот |
3 | |
2 |
Поднимает головку, лежа на животе |
4 |
Улыбается |
4 |
Слушает колокольчик |
4 |
Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении |
4 |
Энергично двигает ручками |
4 |
3 |
Энергично брыкается |
5 |
Узнает мать |
5 |
Гулит, произносит гласные звуки |
5 |
Прослеживает за колоколь чиком в вертикальном направлении |
5 |
Реакция на родителей: тянет к ним головку |
5 |
4 |
При купании активно отталкивается ножками |
6 |
Гулит на обращение к нему |
6 |
Ищет глазами источник звука |
6 |
Переводит взгляд с объекта на объект |
6 |
Удерживает палочку |
6 |
Поднимает головку лежа на спине |
7 |
Следит глазами за движением человека |
7 |
Слушает музыку |
7 |
Следит за колокольчиком по кругу |
7 |
Играет со своими пальчиками |
7 | |
Перекатывается с боку на спину |
8 |
Реагирует на взгляд улыбкой или гулением |
8 |
Произносит два и более звука |
8 |
Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке |
8 |
Рассматривает коробку на столе |
8 | |
Выпрямляет спину в сидячем положении |
9 |
Дружелюбен к незнакомым людям |
9 |
Ищет источник звука, поворачивая голову |
9 |
Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку |
9 |
Сопротивляется при попытке отнять игрушку |
9 | |
Поднимает голову и грудь лежа на животе |
10 |
Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо |
10 |
Громко смеется |
10 |
Взглядом исследует и рассматривает новый предмет |
10 |
Сжимает кубик и удерживает его |
10 | |
Длительно удерживает головку в вертикальном положении |
11 |
Радуется, резвится, когда с ним играют |
11 |
Точно поворачивает головку в сторону звонка |
11 |
Тянется к игрушке и захватывает ее |
11 |
Бьет кубиком по другому |
11 | |
4 |
Поднимает головку и плечи в положении на спине |
12 |
Перестает плакать, когда с ним разговаривают |
12 |
Слушает мелодичные звуки |
12 |
Тянет игрушку в рот |
12 |
Отталкивает игрушку |
12 |
5 |
Перекатывается с боку на бок |
13 |
Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего |
13 |
Гулит и прекращает плакать при звуках музыки |
13 |
Хватает раскачивающуюся игрушку |
13 |
Проявляет интерес к различным коробочкам |
13 |
Играет с большим пальцем на йогах |
14 |
Пытается помочь, когда его присаживают |
14 |
Лепечет, обращаясь к человеку, |
14 |
Пытается остановить раскачивающуюся игрушку |
14 |
Берет кубик со стола |
14 | |
6 |
Появляется реакция ползания подгибает коленки |
15 |
Держит ложку |
15 |
Манипулирует колокольчиком |
15 |
Обследует руками стол |
15 |
Держит два кубика |
15 |
Сидит со слабой поддержкой |
16 |
Тянется, чтобы его взяли на руки |
16 |
Произносит четыре и более различных звуков |
16 |
Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает |
16 |
Захватывает коробку |
16 | |
7 |
Переворачивается со спины на живот и назад |
17 |
Пьет из чашки |
17 |
«Отвечает», когда его зовут |
17 |
Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку |
17 |
Манипулирует кубиками, |
17 |
Первое появление шаговых движений танцующее движение |
18 |
Манипулирует чашкой и ложкой |
18 |
Двусложный лепет |
18 |
Следит за падающими предметами |
18 |
Достает и берет предмет |
18 | |
Усиленно старается ползать |
19 |
Реагирует на свое отражение в зеркале смотрит в него |
19 |
Кричит, чтобы привлечь к себе внимание |
19 |
Стучит одним предметом о другой |
19 |
Перекладывает игрушку из рук в руки |
19 | |
8 |
Сидит сам короткое время |
20 |
Различает знакомых и незнакомых |
20 |
Прислушивается к разговору |
20 |
Следит, когда рисуют на бумаге |
20 |
Бросает один кубик, чтобы взять другой |
20 |
Более четкая реакция перешагивания ставит одну ножку на другую |
21 |
Быстро реагирует на изменение ситуации |
21 |
Издает певучие звуки |
21 |
Прочно удерживает раскачивающееся кольцо |
21 |
Играет сразу двумя предметами |
21 | |
9 |
Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания) |
22 |
Плачет, если убрать игрушку |
22 |
Фразовый лепет четыре и более слогов |
22 |
«Частичная» специализация выведение большого и указательного пальцев |
22 |
Мнет бумагу |
22 |
9 |
Может самостоятельно сидеть на полу |
23 |
Пытается держать чашку когда пьет |
23 |
Говорит «мама», «папа» |
23 |
Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик) |
23 |
Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку |
23 |
Пытается ползать вперед и назад |
24 |
Стаскивает шапку |
24 |
Слушает тиканье часов |
24 |
Раскачивает кольцо на веревке |
24 |
Бьет кубиком о стол |
24 | |
10. |
Стоит при поддержке |
25 |
Реагирует на свое отражение в зеркале смеется, играет с ним |
25 |
Качает головой, «да» или «нет» |
25 |
Играет с подвешенными игрушками |
25 |
Стучит двумя кубиками друг о друга |
25 |
Хорошо сидит в стуле |
26 |
Машет рукой, говоря «до свидания» |
26 |
Говорит два слова |
26 |
Осознанно бросает предметы |
26 |
Поднимает крышку с коробки |
26 | |
11 |
Поднимается сам, держась за чтото |
27 |
Проявляет свою любовь |
27 |
Лепечет предложения |
27 |
Полная специализация большого и остальных пальцев |
27 |
Находит спрятанную игрушку |
27 |
Может долго стоять, держась за чтото |
28 |
Берет в рот, сосет свой палец на руке |
28 |
Осознанно играет колокольчиком |
28 |
Может указывать предмет пальцем |
28 |
Пытается вынуть кубик из коробки |
28 | |
Полноценное ползание на «четвереньках» |
29 |
Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту |
29 |
Реагирует на музыку, пение |
29 |
Интересуется заводными игрушками |
29 |
Удерживает три кубика |
29 | |
12 |
Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа |
30 |
Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне») |
30 |
Длительно лепечет, особенно когда один |
30 |
Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать |
30 |
Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку |
30 |
Ходит за ручку |
31 |
Хлопает в ладоши |
31 |
Говорит три слова |
31 |
Калякает на бумаге |
31 |
31 |
Новое в образовании:
Исследование уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе проведенных исследований. Тестирование было направлено на выявление уровня развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации) детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств. Проведен ...
Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных
форм и методов обогащения словаря детей при ознакомлении с окружающим
Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: разработка комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим и экспериментальная апробация разработанной комплексной с ...
Определение уровня двигательной активности у детей с задержкой психического
развития на основе наблюдения
С целью определения уровней двигательной активности у детей с задержкой психического развития, проводилось изучение методической литературы (М. А. Руновой) и наблюдение за детьми. Наблюдение с хронометражем проводилось с 12.03.2012г по16.03.2012г за детьми ежедневно с 8 утра до 19 вечера, с целью в ...