В дополнительных образовательных программах художественно-эстетической направленности тема «Джангар» стала проблемной, «синтетической» и сквозной. Она образует единое содержание образования: формирует этнолингвокультурные знания, умения и навыки на фоне последовательного освоения учащимися эпоса «Джангар», постоянно присутствует в образовательном процессе, составляет содержание многих учебных текстов, выполняет организующую функцию учебного материала (основа концентрации содержания учебных текстов), формирования ЗУНов.
Следующий этап проектирования и реализации процесса этнокультурной коннотации художественно-эстетического образования в учреждении дополнительного образования детей – проективно-конструктивный (построение плана работы в данном направлении и научно-методического обеспечения процесса его реализации). На данном этапе оформлялись и реализовывались все действия, процессы программно-методического, технологического характера. Именно здесь отбиралось из уже существующего, комбинировалось в новых сочетаниях, заново создавалось организационно-педагогическое, научно-методическое, технологическое обеспечение процесса этнокультурной коннотации дополнительного художественно-эстетического образования и воспитания детей.
При отборе и создании нового обеспечения любого характера ведущим критерием являются концептуальные основы, сформированные на предыдущем этапе, и определяющие специфику внутреннего «наполнения» образовательной системы и ее взаимодействия с внешним окружением. В Элистинском Дворце детского творчества решение вышеизложенных проблем потребовало создания службы научно-методического обеспечения (методсовет, методобъединения, программно-методическая комиссия, художественный совет, выставочный комитет, творческие и исследовательские группы педагогов), которая занялась непосредственным выполнением необходимой организационно-методической работы.
Инновационная деятельность сопряжена с процессами самоопределения педагогов по отношению к ее основному замыслу и тем процессам, которые будут инициированы в результате ее практической реализации. В связи с этим появилась необходимость в организации системы методических семинаров и практикумов для педагогов дополнительного образования, ведущих занятия по художественно-эстетическому образованию, с целью освоения ими теоретических основ этнокультурно коннотированного образования, обучения технологии проведения педагогического исследования, диагностирования и организации психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников в ходе инновационного педагогического процесса.
В соответствии с задачами по реализации комплексной целевой программы проводились проблемно-практические, научно-методические семинары по следующим темам: методическая функция педагога дополнительного образования в условиях этнокультурного личностно-ориентированного образовательного процесса; этнопедагогическая культура педагога дополнительного образования; влияние личности педагога на формирование эстетической культуры воспитанников; новые подходы к организации деятельности лагеря дневного пребывания в условиях этнокультурного учреждения дополнительного образования; формирование личности воспитанников в учреждении дополнительного образования в условиях этнокультурной среды; новые подходы в планировании работы педагога дополнительного образования с учетом этнокультурного компонента; взаимодействие учреждения дополнительного образования с семьей – один из факторов воспитания эстетической культуры школьников.
Нами создана стабильная система методической работы по обеспечению художественно-эстетического образования детей (см. схему 2).
Схема 2
Структура педагогической системы учреждения дополнительного образования детей по обеспечению методического сопровождения процесса воспитания эстетической культуры учащихся.
Помимо общих педагогических советов, проводятся малые тематические педсоветы по отделам, заседания методсовета, методобъединений педагогов, творческих и исследовательских микрогрупп, проводились методические недели, открытые занятия, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, методических разработок, творческие отчеты педагогов по самообразованию, педагогические консилиумы и научно-практические конференции (см. табл. 7).
Новое в образовании:
Исследование уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе проведенных исследований. Тестирование было направлено на выявление уровня развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации) детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств. Проведен ...
Урок – основная форма организации обучения в современной школе
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М.Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен ...
Истоки декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...