Виталику было предложено нарисовать семью. На столе лежала бумага и цветные карандаши. Но он попросил простой карандаш. Первый нарисовал маму, постоянно что-то стирал и рисовал заново – он боялся, что она получится некрасивой. Это указывает на эмоционально-значимые отношения. Всех членов семьи Виталик нарисовал без туловища – «только портреты». Расположил рисунок в верхнем правом углу, рисунок очень маленький. Это говорит о стремлении доказать свою значимость, о проявлении тревожности и депрессивном состоянии, о нереализованной потребности в общении с отцом. По той же причине Виталик включает в рисунок дядю Мишу – маминого брата, который не живет с ними. Это связанно с неудовлетворенными психологическими потребностями. Виталик ищет человека, способного удовлетворить его потребность в близких эмоциональных контактах. Ребенок нарисовал себя последними и меньшим по размеру (в сравнении с остальными членами семьи). Это означает, что Виталик ощущает свою незначительность и постоянную опеку. Кроме того Виталик, когда подписывал рисунок хотел написать «Я» во весь лист, но потом передумал и сказал: «Ну ладно. Чего уж там». Перед этим был задан вопрос: «А себя рисовать или нет?».
Рисунок дома также смещен вверх, что лишний раз подчеркивает стремление доказать свою значимость. Дом расположен несколько вдали, что говорит о ситуации конфликта в домашней сфере, о чувстве отверженности, неприятии ситуации. У Виталика ощущение, что у него нет границы между внешним и внутренним миром. Это связано с постоянным воздействием на него из вне, постоянным вторжением в его внутренний мир. Ребенок демонстрирует готовность к общению, способность к прямым непосредственным контактам. Виталик любит фантазировать и мечтать. На рисунке отсутствует труба, это указывает на ощущение дистанцированности, или леденящее чувство в отношении родительского дома, на недостаток психологического тепла, на конфликт связанный с представителем мужского пола (отсутствие отца).
Рисунок дерева – единственный выполненный цветными карандашами. Дерево наклонено вправо более чем на 15 градусов – это говорит о страхе перед выражением сильных эмоций. И действительности, если Виталик сердится, то предпочитает скрывать свои чувства, не показывать их, причем как в школе, так и дома. Виталик изобразил яблоню с яблоками – это связано с выраженной потребностью в зависимости. Виталик хотел нарисовать дупло, но потом сказал: «Нет, беличьих дупл на яблоне не бывает». Это говорит о высоком уровне самоконтроля, о чувстве неадекватности в связи с травматическими впечатлениями. Ребенок стремится к более теплым непосредственным контактам, очень раним и чувствителен. Желание Виталика нарисовать дупло с белкой указывает на наличие личностной подструктуры, которая не поддается контролю, а также на наличие переживаний, вызванных неоднозначностью отношений с эмоционально значимыми людьми. Кора изображена путем зачернения всего ствола и отражает наличие психологических проблем в ЭГО. У Виталика отсутствует чувство внутреннего равновесия, нет устойчивости позиции.
По шкале явной тревожности CMAS Виталик набрал 29 балов, что соответствует 9 стенам. У него явно повышенная тревожность. Во время проведения тестирования он постоянно уточнял вопросы и спрашивал, можно ли ответить «не знаю», подолгу думал перед ответом.
Стены |
Характеристика |
Примечание |
1-2 |
Состояние тревожности испытуемому не свойственно |
Подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного характера. |
3-6 |
Нормальный уровень тревожности |
Необходим для адаптации продуктивной деятельности |
7-8 |
Несколько повышенная тревожность |
Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферы жизни. |
9 |
Явно повышенная тревожность |
Обычно носит "развито", генерализованный характер |
10 |
Очень высокая тревожность |
Группа риска |
Новое в образовании:
Психологические требования к личности педагога
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) позволяе ...
Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...
Особенности развития личности в подростковом возрасте
Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появление ...