Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением — это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.
Для успешного осуществления деятельности заведующему, прежде всего, необходимо иметь определенные теоретические знания и соответствующие практические умения.
Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.
Первое — это организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
Второе — культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
Третье — это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.(Белая, Дошкольное образов)
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».
Принципы управления:
1. Лояльность к работающим.
2. Ответственность как обязательное условие успешного управления,
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.
9. Честность и доверие к людям.
10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.(6)
Содержание деятельности по управлению педагогическим коллективом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требования к профессионально-деловым качествам заведующего. Руководитель должен владеть культурой руководства коллективом.
Культура руководства — это умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя, умение понимать и делать практические выводы. В это понимание входит как личная культура, так и культура процесса управления. Большим авторитетом пользуется руководитель, умеющий быть больше и лучше других и при этом быть высококультурным, воспитанным и скромным человеком. Успех в руководстве людьми определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, разносторонности, талантливости. Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе и его влияние на коллектив оказывается очень сильным. Заведующему необходимо воспитывать в себе вежливость, чуткость и внимательность к людям. Все эти качества укрепляют его положение среди сотрудников, делают уважаемым человеком. Все это помогает сделать работу в коллективе слаженной и успешной. Учитывая высокую квалификацию современного педагога, руководителю нельзя ограничиваться лишь неглубоким анализом его работы и распоряжениями по поводу проведения занятий и других режимных моментов. Его задача — вникнуть в содержание труда воспитателя, выявить его сильные и слабые стороны, помочь исправить недостатки, правильно осмыслить содержание программы, направить на совершенствование методики воспитательно-образовательногo процесса. Здесь особое значение приобретает, индивидуальный подход, умение понять каждого человека. Организаторские способности – необходимое качество для управленца, особенно дошкольным учреждением. Руководитель разрабатывает годовые и календарные планы; определяет обязанности между членами коллектива; использует более действенные меры для стимулирования труда сотрудников; контролирует и анализирует работу воспитателей, правильно и своевременно оформляет документацию. Ведущей линией руководителя в управлении ДУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.
Новое в образовании:
Анализ рабочей программы по дисциплине «Конструирование и производство
автотракторной техники»
Цель изучения дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» состоит в том, чтобы студент получил знания по теории автотракторного транспорта, общего устройства и конструктивных особенностей автомобилей, тракторов и специализированных транспортных средств на их базе, основных ко ...
Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего
дошкольного возраста
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.Мы постоянно проявляем заботу о созд ...
Развитие экологической культуры в начальной школе
Формирование экологической культуры совершается в урочное время, при изучении предметов разного цикла, и во внеклассной работе. Содержанием внеклассной работы есть углубление того материала, который изучается на уроках, внеклассная работа дополняет урок. В основе внеклассной работы лежит краеведчес ...