Программы биолого-экологического направления дополняют естественно-научные программы курса школьного образования, создавая, таким образом, условия развития и специализации творческих интересов учащихся, обеспечивая возможность допрофессиональной подготовки к освоению профессий системы «человек — природа».
Туристско-краеведческое направление. Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в практическое познание окружающего мира. Туризм и краеведение — два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны). Условность разделения на туризм и краеведение обусловливает и наличие общих подходов в программах, в которых туристская работа строится с учетом природных и культурных особенностей региона, а краеведческая работа включает среди прочих такие формы туристской работы, как поход, экскурсия. В то же время взаимное дополнение туризма и краеведения в рамках одного направления обеспечивает создание условий для удовлетворения различных потребностей как в практически-прикладном, так и в научно-исследовательском способах освоения среды обитания.
В основе туризма как направления дополнительного образования лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования.
Программы по туризму рассчитаны на детей преимущественно среднего и старшего школьного возраста. Программы могут иметь самую разнообразную направленность, в зависимости от специальности руководителей программы, интересов учащихся, местных условий. В то же время большинство программ по туризму включают теоретическую и практическую подготовку к походам и путешествиям, состоящую в освоении правил техники безопасности и первой помощи, правил ориентирования на местности. Программы по туризму предусматривают занятия по физической подготовке, проведение спортивных тренировок. В содержание программ по туризму включаются также краеведческие практико-ориентированные курсы, знакомящие с туристскими возможностями родного края.
Краеведение как направление предусматривает, как правило, теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края.
Программы по краеведению также рассчитаны на учащихся в основном среднего и старшего школьного возраста. Краеведческие программы призваны расширить знания (географические, этнографические, искусствоведческие, литературоведческие и др.) по истории родного края, обучить навыкам работы с разнообразными краеведческими источниками, привлечь учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания. Краеведческие программы предусматривают организацию исследовательского поиска неизвестных, малоизвестных фактов истории родного края. 3начительное место в этих программах занимает изучение архивных материалов, образцов народного творчества, художественной литературы, мемуаров, а при наличии возможностей предполагается и работа в музеях, архивах, сотрудничество с вузами, научными организациями, общественными объединениями. Программы проектируются с учетом социокультурного потенциала поселка, города, региона. Но вне зависимости от ресурсного потенциала они ориентированы на развитие творческих способностей учащихся в исследовательской, экскурсионной деятельности, на привлечение детей и подростков к участию в общественно полезных, социально значимых акциях.
Художественное направление. Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристикой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Художественные программы в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут иметь общекультурную или углубленную направленность; служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков, а могут проектироваться как программы развития одаренных детей, как программы допрофессиональной ориентации и подготовки.
Новое в образовании:
Страны Азии в период колониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными "партнёрами" высо ...
Роль математики в формирования логической грамотности
у учащихся начальной школы
Математика способствует развитию логического мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых. В математике логическая строгость и стройнос ...
Виды и определения математических понятий в начальной математике
При усвоении научных знаний учащиеся начальной школы сталкиваются с разными видами понятий. Неумение ученика дифференцировать понятия приводит к неадекватному их усвоению. Логика в понятиях различает объем и содержание. Под объемом понимается тот класс объектов, которые относятся к этому понятию, о ...