Программа внеучебной деятельности содержит целевые ориентации программ и проектов досуговой, конкурсной, выставочной деятельности детей.
Организционно-педагогические условия реализации программы учреждения включают условия набора, количество групп и численность учащихся, обучающихся по каждой предметной программе, условия готовности учащихся к освоению программ; описание ресурсной базы реализации программы (кадровой, научно-методической, материально-технической).
Диагностика результативности освоения программы включает обоснование и содержательную характеристику методов оценки личностных достижений учащихся по каждому из видов предметных программ, методы оценки социально-педагогических результатов освоения программы.
Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности учащихся к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности. В случае, если в состав образовательной программы включены программы различного уровня (общекультурного, ориентационного, углубленного, профессионально ориентированного), представляются результаты освоения каждого уровня. При условии сертификации результатов обучения по отдельным предметным программам указываются виды сертификационных свидетельств.
К образовательной программе учреждения прилагается пакет учебных и досуговых программ, годовой календарный план организации внеучебной деятельности учащихся.
Вне зависимости от структурных компонентов образовательной программы учреждения следует выделить ряд общих требований к ее представлению, относящихся, прежде всего, к концептуальной части программы, ее целевым установкам и учебному плану.
«Целевые установки образовательной программы должны отражать актуальные, перспективные для развития общества и личности направления деятельности учреждения, учитывать признание дополнительного образования как образования, основанного на свободе выбора ребенком сфер и форм познания, деятельности и творчества; системы, организующей и обеспечивающей персонификацию личности ребенка.
Учебный план должен соответствовать требованиям полноты обеспечения развития личности, учета потребностей отдельного человека и социума. Учебный план должен обеспечивать сбалансированность между циклами и областями знания, преемственность между ступенями развития личности, ее способностями, мотивами деятельности, актуальность, современность и перспективность по отношению к развитию общества и личности»
Работу над образовательной программой учреждения Лебедев описывает следующей системой действий педагогического коллектива.
1. Изучение социального спроса на программы учебной и внеучебной деятельности. Согласование социального заказа на содержание программ. Определение целей и задач образовательной программы учреждения. Согласование механизмов удовлетворения социального спроса заказчиков образовательных программ.
2. Согласование целей реализации программ учебной и внеучебной деятельности с педагогическим коллективом учреждения.
3. Анализ имеющегося ресурсного обеспечения программ (кадрового, научно-методического, материально-технического);
определение целей и задач развития ресурсного обеспечения программ (кадровых, научно-методических, материально-технических).
4. Создание дифференцированных по уровню освоения, срокам реализации программ. Корректировка предметных учебных программ.
5. Оформление текста образовательной программы учреждения, содержащего: целевое обоснование учебного плана, пакет предметных программ и программ внеучебной деятельности, организационно-педагогические условия реализации программы, систему диагностики и ожидаемые результаты освоения программы.
6. Проведение экспертизы образовательной программы.
7. Презентация образовательной программы потребителям.
8. Апробация образовательной программы (диагностика результативности, корректировка).
Экспертиза образовательной программы. Экспертиза может носить внутренний и внешний характер. Внешняя экспертиза образовательной программы учреждения может быть проведена специалистами органов государственного управления образованием. К ней могут быть привлечены специалисты системы дополнительного образования (руководители, методисты учреждений дополнительного образования — УДО). Целесообразно подключать и представителей родительской общественности.
Внутренняя экспертиза образовательной программы является инструментом самоанализа педагогической деятельности коллектива. К ее проведению привлекаются, прежде всего, административные, методические, педагогические кадры УДО.
При проведении экспертизы образовательной программы учреждения ее участники, используя методы собеседования, опроса, анализа документации и другие методы, должны получить ответ на следующий круг вопросов.
Новое в образовании:
Виды и определения математических понятий в начальной математике
При усвоении научных знаний учащиеся начальной школы сталкиваются с разными видами понятий. Неумение ученика дифференцировать понятия приводит к неадекватному их усвоению. Логика в понятиях различает объем и содержание. Под объемом понимается тот класс объектов, которые относятся к этому понятию, о ...
Речь как средство
общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной
компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...
Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...