Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Страница 1

Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.

1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех компонентов знаний учащихся - федерального, регионального и школьного. Такой подход ориентирует учителей на широкое применение краеведческого материала при изучении различных учебных дисциплин, в том числе и при изучении предмета ознакомление с окружающим миром. С другой стороны, программы по краеведению в младших классах специальных (коррекционных) школ VII вида для многих регионов России отсутствуют, поэтому учителю необходимо разработать свое тематическое планирование краеведческих занятий, включенных в учебно-воспитательный процесс (вариант тематического планирования представлен в приложении 1). В тематическом планировании надо продумать, как в программные темы интегрировать краеведческий материал.

Обучающий эксперимент показал, что включать краеведческий материал во внеклассную работу необходимо, потому что для учащихся с ЗПР такой материал является более привлекательным, наглядным и доступным; он позволяет комплексно решать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Включение краеведческого материала во внеклассную деятельность позволяет сделать процесс обучения и воспитания практико-ориентированным: учащиеся с ЗПР активно осваивают пространства родного края, учатся ориентироваться в нем, представлять проблемы его жителей, использовать историко-культурный потенциал края. Кроме того, использование краеведческого материала во внеклассной работе способствует стимуляции положительных мотивов учебной и воспитательной деятельности.

2. Включение краеведческого материала в процесс обучения и воспитания школьников с ЗПР предполагает тесную взаимосвязь учебной и внеклассной работы. Исходя из этого положения, учителю и воспитателю необходимо продумать систему внеклассной работы с включением краеведческого материала, согласуя внеклассную деятельность и учебную.

Изучение прошлого и настоящего своего края - одно из наиболее интересных, доступных и значимых для учащихся специальной (коррекционной) школы направлений внеклассной работы. Внеклассная краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Краеведческая работа предполагает участие школьников в различных видах деятельности: они читают рекомендуемую учителем краеведческую литературу, участвуют в экскурсиях по местам исторических событий, знакомятся с архитектурными памятниками и музейными экспонатами; результаты такой деятельности оформляются в виде фотовыставок, стенгазет, сочинений и используются в дальнейшем учебно-воспитательном процессе (Петрова 2003). Учителем могут быть использованы разнообразные формы краеведческой работы: уроки мужества, конкурсы рисунков, фестивали военной, народной песни, викторины, военно-спортивная игра «Зарница», праздник народных игр, встречи с героями и участниками войны, изготовление сувениров и подарков участникам войны, праздники, посвященные памятным датам и другие.

Исходя из результатов обучающего эксперимента, можно отметить, что во внеклассной работе создаются большие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе выполнения ими разнообразных видов заданий репродуктивного и творческого характера (тематические рисунки, устные сообщения, письменные отзывы об экскурсиях). На внеклассных краеведческих мероприятиях развиваются умения, которые успешно могут быть применены на уроках для прочного и осознанного усвоения содержания учебного материала. Все это приобретает особое значение в условиях специальной (коррекционной) школы.

3. Работа по краеведению должна вестись комплексно, сочетая систематическое включение краеведческого материала в уроки, особенно ознакомления с окружающим миром, и внеклассную работу. Только систематическое использование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе поможет сформировать у учащихся с ЗПР целостную систему представлений о родном крае, поможет избежать фрагментарности краеведческих знаний. Формируя комплекс краеведческих знаний у школьников с ЗПР, мы формируем историческое сознание, воспитываем любовь к родной земле, ответственность за её судьбу.

4. При включении краеведческого материала в занятия учителю необходимо продумать, как можно использовать внешкольные резервы: работу с музеями, работу с семьей, работу с общественными организациями.

Музеи, от которых в настоящее время, главным образом, исходит инициатива, направляют значительные усилия на создание системы приобщения учащихся к музею, предполагающей его регулярное посещение, поэтапное освоение культурного наследия, включенность музея в образовательный процесс школы. К числу инновационных организационных и содержательных моделей совместной деятельности музея и школы относится создание специальных программ. Так, например, в Тверском краеведческом музее разработана программа «Музей - детям», рассчитанная на три возрастные категории детей: дошкольники, младшие школьники и учащиеся 5-11 классов. Принять участие в мероприятиях этой программы могут и учащиеся специальной (коррекционной) школы. В плане реализации программы содержатся не только экскурсии по выставкам, но и познавательно-развлекательные мероприятия, такие как «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (русский народный костюм), «Русский дом», «История старой пластинки» и другие. Учитывая программу, предложенную музеем, учитель может планировать ряд уроков с использованием краеведческого материала и, прежде всего, внеклассную деятельность, включая в планы воспитательной работы посещение мероприятий музея.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Девиантное поведение несовершеннолетних
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры ил ...

Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...

Обучение в интернате
Практика обучения этих детей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы. Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школ ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru