На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Начинать работу по развитию лексического строя речи следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса:
у детей с ОНР словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;
речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушено согласование слов в предложении);
в разговорной речи преобладание простых нераспространенных предложений;
затруднение в назывании обобщающих понятий, названий детенышей животных, профессий;
при подборе антонимов подбирают слова-стимулы с частицей не;
словарь ограничен;
расхождение в объеме пассивного и активного словаря.
Последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна учитывать программу детского сада, словарь детей шестилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников с ОНР. Качественное обогащение словаря осуществляется путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний. На материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий. А также включают уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами.
Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют:
Расширение объёма словаря.
Формирование структуры значения слова.
Развитие лексической системности и семантических полей.
Развитие словообразования.
Уточнение грамматического значения слова.
Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
В каждом из направлений формирования лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приёмы логопедической работы.
На начальном этапе проводится работа:
Связь обобщающегося понятия с существительным, входящим в данное обобщающее понятие.
За счет чего расширяется объём малопродуктивных слов.
Как закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями.
Обогащение словаря по тематическим группам.
Глагольный словарь обогащается в следующий последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто/или что/какие звуки издает? Кто что делает?»; (параллельно с уточнением названий профессий людей).
В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предположениях, тексте. Работа над новым словом включает следующие этапы:
Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).
Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.
Выделение семантических признаков слова.
Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
Закрепление значения данного слова.
Указанная последовательность может видоизменяться.
В методику включены задания на словообразование, её целью является уточнение структуры значения слова, овладением значением морфем, закрепления связей между словами.
Задания даны в игровой форме:
на классификацию предметов по схемам, по картинкам:
ягоды – фрукты – овощи;
дикие – домашние животные – птицы – насекомые;
Новое в образовании:
Роль изобразительной деятельности в развитии детей
Дети с задержкой психического развития при отсутствии специальной коррекционной работы в массовой школе с первого класса становятся неуспевающими. В становлении их мотивации и самооценки прослеживаются те же особенности, что и у всех неуспевающих младших школьников. Позиция неуспевающего – это, пре ...
Возможности внеурочной деятельности ознакомления с окружающим миром для
развития теоретического мышления младших школьников
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной ...
Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...