Идентичность: общее понятие

Страница 1

Современная психология основывается на построении сильного ощущения самого себя, на преимущественном характере идентичности в сфере социального, на стремлении индивида соотнести внутренний мир с внешним в воспроизводящейся ситуации усложнения, множащегося многообразия, реализуемого развитием системы знаний и меняющихся практик.

Обращение к проблеме идентичности связано с усилением интереса к проблеме выбора, самовыражения, обретения “ сущностного Я ” в хаосе бытия. А.А. Брудный пишет, что подлинное мерило человеческого “ я ”- это пути, которые мы выбираем, и расстояния которые мы способны пройти. [9].

Анализ существования явления в его феноменологическом поле связан с традициями функционирования словесного образа в языке. Границы традиционных смыслов и значений понятия фиксируются в словоупотреблении.

С английского identification переводится как: 1. отождествление.

2. узнавание, опознание. 3. (психоанал. соц. психол.) идентификация (со значимым другим лицом). Перевод с английского identical:

1. тождественный; 2. тот же самый (об одном и том же предмете). Перевод с немецкого: die Identitat также означает тождество.

Выражение “ personal identity (тождество личности)”, “ I identity (Ich- Identat), тождество Я и “ sense of identity (чувство самотождественности)” более или менее тесны, связано с такими терминами как “self-feeling”(чувство себя), “ I-feeling” (“ чувство Я”). Выражение identity formation означает близкую, но другую реальность и переводится как самоопределение.

Термин “идентичность” вошел в словарь гуманитарных наук приблизительно во второй половине 70-х годов прошлого века. Причины порождения теорий идентичности в современном гуманитарном мышлении как новых форм познания, с нашей точки зрения, связаны с обострением проблемы выбора и меры во всех сферах жизненного пространства и жизненной идеологии человека.

Человек ХХ столетия стал более свободным в получении гражданства, выборе места постоянного проживания, в перемещении, в получении профессионального образования, в доступе к различным средствам информации, в выражении плюрализма мнений, в создании брачных союзов, даже в выборе пола, в творческой самореализации и т. п. Психологическая наука неминуемо сталкивается с проблемой выбора с многомерной оценкой различных ситуаций. Желанная устойчивая идентичность, стягивающая в один узел функциональное бытие и экзистенциальную свободу человека, становится предметом многочисленных исследований, механизмы ее порождения интерпретируются в различных психологических концепциях: психоанализе, бихевиоризме, символическом интеракционизме, когнитивной психологии, нейролингвистическом программировании и других.

Впервые в социально-психологическом плане проблематика идентичности разрабатывается Дж. Мидом и Ч. Кули. В своих работах они используют более традиционный термин “ самость”(Self), идентичность рассматривается этими авторами и как результат социальной интеракции, и как фактор, обусловливающий социальную интеракцию. Под идентичностью Дж. Мид понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое.

Широкое распространение термина “ идентичность” и его введение в научный обиход связано с именем Э.Эриксона (1960, 1968), который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, как важнейшую характеристику ее целостности и зрелости, как интеграцию переживаний человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенными социальными группами. Это определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, социальную роль индивида, его потребности и способы их реализации. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Обладать идентичностью - значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия (“ Здесь мы не думаем ни о том, что будем делать, ни о том, что должны.”); во-вторых, это означает переживания прошлого, настоящего и будущего как единого целого; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Одним из основных компонентов личности является осознание Я-идентичности, т.е. ощущения своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Особенности коммуникативной компетентности детей с умственной отсталостью
«Коммуникативная компетентность – социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний умений и навыков общения с людьми». «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обме ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью. Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром. Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга. По мнению ...

Понятие умственной отсталости
Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы. «Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru