Идентичность, или “ Я-концепция”, представляется Х. Тэджфелом и Дж. Тэрнером (1986) как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Усилия Х. Тэджфела и Дж. Тернера направлены, прежде всего, на разрешение проблем социальной идентификации человека и кризиса социальной идентичности.
Объектом исследования А. Гидденса (1990) выступает процесс повторяющегося нахождения себя в жизненных ситуациях, возникновения новых психосоциальных механизмов идентичности, которые формируются под влиянием трансформирующихся институтов современности и, в свою очередь, трансформируют их.
Э. Гоффман (1964) выдвинул драматическую модель социального взаимодействия, где “ Я” представляет собой совокупность социальных ролей и одновременно рефлексию на собственные социальные роли.
Традиция словоупотребления идентичности в психологической литературе совпадает с терминологической значимостью таких понятий как: соответствие, самобытность, целостность, единство, тождественность, самость, подлинность. Антонимы понятия идентичности: разрыв преемственности, неустойчивость, противоречивость.
В своем первоначальном значении вышесказанное совпадает с понятием следующей онтологической истины: вещь является самой собой и не чем-либо другим.
Дериси О.Н. обозначает подлинное как тождество между тем, что мыслится, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении, одним словом, подлинное выражает тождественность сущности с тем, как выглядит личность.
Одно из значений термина “ идентичность” заложено в теории когнитивного развития Ж. Пиаже. В раннем возрасте важнейшим шагом развития человека является становление восприятия окружающего мира как совокупности объектов, существующих независимо от нашего бытия и восприятия. Пиаже связывает эти явления с развитием понятия объектной неизменности. Неизменность означает стабильность во времени и независимость от текущего опыта. Идентичность объектов означает, что есть объекты, которые существуют независимо от производимого впечатления, вне зависимо от обстоятельств и остаются такими же, то есть идентичными сами себе. Следовательно, неизменность объектов и идентичность объектов эквивалентны.
Изучение постоянства - изменчивости человека всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем.
Дискуссия по данному вопросу разворачивается в том аспекте, что, с одной стороны, в поведении большинства людей обнаруживается устойчивость и предсказуемость. Некоторые личностные характеристики носят постоянный характер. Нарушения непрерывности развития, связанные с обстоятельствами, приводящими к разным исходам, имеют место только на поверхностный взгляд, поскольку на самом деле на предсказательном и теоретическом уровне непрерывность сохраняется.
Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, отрицают возможность изучения “ частичных” процессов в структуре личности; они считают, что сущность личности является структура характеристик внутри уникального целого.
Сторонники других взглядов (Д. Марлоу, К. Герген) утверждают, что длительно существующих характеристик у человека нет. Они ссылаются на примеры различного проявления личностных свойств в зависимости от изменения социальной ситуации. Из их работы следует, что каждый индивид не сохраняет единообразия поведения в различных ситуациях.
Мы исходим из того, что идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации и субъективной прагматической ориентации, постоянно меняющейся среде. В психологии установлено, что каждый человек имеет определенною концепцию самого себя, варьирующую от очень узкой до весьма широкой и гибкой, и именно эти границы определяют поведение индивида в каждой данной ситуации (Дж. Келли. 1963). Это отражение того факта, что изменение психики зависит от того, что мы делаем, стараясь улучшить себя. Современная наука признает взаимодействие между личностью и окружением, которое может способствовать как устойчивости, так и гибкости личности.
Новое в образовании:
Анализ раздела «Числа и цифры» современных программ
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует ра ...
Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...
Исследование коммуникативной функции речи у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи
Потребностно-мотивационная основа деятельности общения - это база способствующая развитию КФР. Именно коммуникативные задачи, встающие перед детьми, стимулируют развитие соответствующих речевых средств общения. Следовательно, для развития речи ребенка недостаточно просто предлагать ему различный яз ...