Идентичность: общее понятие

Страница 3

Идентичность в словаре НЛП определяется так: “ Ваш Я-образ или Я-концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа” Г. Бейтсон предполагает, что идентичность это сумма всего, что мы узнали о том, кто мы и что мы, соединенная с чувством “ я “ самой большой номинализацией”.

К противоположным выводам о случайности и безосновности человеческого бытия, лишенного ценностного смысла, приходит Р. Рорти. Он предлагает отказаться от поиска идентичности и исследовать скрытые “ квазиличности”, которые составляют Я. Идея целостного Я заменяется Рорти описанием более или менее случайных фрагментов индивидуальных жизней.

Иррационалистическая традиция в осмыслении проблемы самоидентичности развивается в западной и восточной мистике, брахманизме, буддизме, суфизме, в восточной традиции духовного наставничества - Дж. Кришмамурти, Д. Корнфилда, М. Миюки, Р. Д. Сасаки, Ч. Трунгпы, Г. Гурджиева, П. Успенского. Идентичность как вещь в себе, в-себе-бытие есть феномен, интегрирующий многие психические реальности и ускользающий от четкого означивания. “Путь ведет через вас самих за пределы вас самих ”(Шри Нисаргадата). Невозможно выразить в термине непосредственно-сиюминутную сложную эквивалентность состояния “ Я есть” и слияния в чувстве существования самого по себе.

Единство личности А.Адлером подразумевается в каждом человеке. Каждый индивид представляет собой одновременно единство личности и индивидуальный стиль выражения этого единства.” Главным показателем развития человека является активное поступательное движение его души” утверждает А. Адлер.

В психосинтезе утверждается, что “ как бы ни трактовалось отношение между индивидуальным “Я” и всеобщим “ Я” – как отношение тождества или сходства, различия или единства, - самое главное – ясно видеть (в теории и на практике) разницу между “Я” в его сущностной природе, которая была названа нашим “ Источником”, “ Центром”, “ глубинным Существом”, нашей “ Вершиной”, - и нашей повседневной личностью, нашим ограниченным “ я”, или эго, которое мы обычно сознаем”. Мы предполагаем, что согласно концепции Р. Ассаджиоли, идентичность можно трактовать как “ Я в его сущностной природе”.

В психосинтезе используют термины “ отождествление – разотождествление” Р. Ассаджиоли относит эти понятия к категориям самосознания.

Близкие нашим интересам представления мы обнаруживаем у К. Юнга, когда он обсуждает понятия “ индивидуации” и “ самости”. Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и обрести нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, - стать собственной самостью (курсив-Юнга). Разложение самости – это самоотказы в пользу внешней роли или воображаемого значения. “ Цель индивидуации, таким образом, - не что иное, как освобождение самости от лживых покровов персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов - с другой”.

Очень, похоже, Юнг говорит о самости как об идентичности. И то, что она распадается под персоной или суггестией. И то, что она выше Я., Таким образом, мы имеем возможность. В силу res fungibilis (вещи, заменимые одна на другую в силу их подобия) утверждать, что и Юнг К., и Ассоджиоли Р. в неявном виде обсуждали феномен идентичности.

М.В.Заковоротная определяет идентичность как

“ многомерный процесс в человеческом становлении, исследование которого совмещает социальные, психологические, культурологические, биологические аспекты. Идентичность-модель жизни, позволяющая разделить “ Я” и окружающий мир, определить соотношение внутреннего и внешнего для человека, конечного и бесконечного, адаптации и самозащиты, упорядочить, разнообразив целях самореализации и самоописания”.

В этом определении идентичность представлена через процессуальные и функциональные аспекты.

Большинство исследователей отмечают идентичность как результат некоего процесса (самопознания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п.) и подчеркивают ее экзистенциальный характер, наряду с функциональным. Л.М. Путилова замечает, что антропологические критерии индивидуальной идентичности, локализованные человеческим телом, продуцируют физические и ментальные процессы самосохранения, саморегуляции, самосознания и самопознания.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...

Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования
Цель: подборка диагностирующих методик и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования. На данном этапе исследования использовались методики: -Л.С. Выготского « Психологическое обследование детей» (Задание № 1); -О.Н. Усановой «Диагностика уровня и кач ...

Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru