I уровень – низкий 10–13 баллов;
II уровень – средний 14–17 баллов;
III уровень – высокий 18–20 баллов.
– 52,6% учащихся имеет средний уровень;
– 47,4% учащихся имеет высокий уровень;
Низкий уровень функций воображения и образного мышления среди учащихся данного класса не выявлен.
Учащимся был предложен тест «Насколько развита ваша фантазия?».
Целью данного теста было выявить уровень развития детской фантазии.
Проведение исследования: Детям были предложены вопросы на которые нужно было ответить «Да или Нет».
Вопросы теста:
1. Занимаешься ли ты рисованием?
2. Часто ли ты грустишь?
3. Когда рассказываешь какой-либо случай, часто ли привираешь?
4. Активно ли ты принимаешь участие в жизни класса? (в конкурсах, КВН).
5. Размашистый ли у тебя почерк?
6. Когда выбираешь одежду, берешь то, что тебе нравится, а не то что модно?
7. Когда тебе скучно на уроке, рисуешь ли ты одни и те же рисунки?
8. Когда слушаешь музыку, представляешь ли ты себе что-нибудь?
9. Любишь ли ты писать длинные письма? (сочинения).
10.Снятся ли тебе необыкновенные сны?
11.Представляешь ли ты себе место, куда хочешь попасть, но знаешь о нем только по рассказам друзей?
12.Часто ли ты плачешь, когда смотришь какой-нибудь фильм или сказку?
Оценка результатов:
1. 1 балл за ответ «Да» – 2, 3, 5, 8, 10, 11, 12;
2. 2 балла за ответ «Да» – 1,4, 6, 9;
3. 1 балл за ответ «Нет» – 4, 6, 7, 9;
4. 2 балла за ответ «Нет» – 2.
I уровень – от 14–16 баллов – у вас буйная фантазия;
II уровень – от 9 – 13 баллов – ваша фантазия не из самых слабых;
III уровень – от 5 – 8 баллов – вы реалист, вы не витаете в облаках.
В ходе исследования во 2а классе были выявлены три группы детей
I уровень – 2 человека (10,5%) со слабо развитой фантазией;
II уровень – 16 человек (84,2%) фантазия у которых не из самых слабых;
III уровень – 1 человек (5,2%) с бурной фантазией.
Во 2б коррекционном классе показатели следующие:
I уровень – 4 человека (66.6%) со слабо развитой фантазией;
II уровень – 2 человека (33,3%) фантазия у которых не из самых слабых;
III уровень– с бурной фантазией учащиеся не выявлены.
Таким образом, большая часть детей 2а класса обладает достаточно развитой фантазией, то есть способностью изобретать, создавать что-то яркое, красочное, необычное. Тогда как у учащихся 2б класса (коррекционного) фантазия развита слабо.
Далее учащимся был предложен рисунок на свободную тему.
Цель: выявить уровень развития творческого воображения.
Детям давалась следующая инструкция: «Придумайте и нарисуйте, что-либо на свободную тему».
Критериями оценки творческого воображения служили следующие параметры:
– скорость процессов воображения;
– необычность, оригинальность образов;
– яркость, красочность, цветовая гамма;
– детализированность образов.
По каждому из этих параметров рисунок получал от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится, если данный признак в рисунке практически отсутствует;
1 балл рисунок получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.
2 балла рисунок получает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжета рисунка, то экспериментатор сам подсказывает ему сюжет, и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же ребенок придумал образ к концу отведенной минуты, то по скорости воображения ребенок получает 1 балл. Если ребенку удалось придумать сюжет рисунка очень быстро, в течение первых 30 секунд, или он в течение одной минуты придумал не один, а минимум два сюжета, то по признаку скорость процессов воображения ребенок получает 2 балла.
Необычность и оригинальность образов расценивается следующим образом.
Если ребенок нарисовал то, что когда-то видел или слышал, то он получает по данному признаку 0 баллов. Если ребенок нарисовал то, что когда-то видел или слышал, но при этом внес в рисунок от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше видеть или слышать, то оригинальность оценивается в 2 балла.
Яркость, красочность оценивается в разнообразии использования цветовой гаммы.
Детализированность образов определяется по тому, на сколько разнообразно в рисунке представленные детали и характеристики относящиеся к образу, играющему ключевую роль в рисунке.
Новое в образовании:
Диагностика уровня развития теоретического мышления младших школьников
Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина – Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности, в процессе курирования и экспертизы учебного процесса возникает необходимость в провер ...
Проблемы правового регулирования воспитательной работы с осужденными к
лишению свободы
Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. По ...
Особенности содержания словарной работы в детском саду
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неи ...