Экспериментальное исследование проводилось во 2 а и во 2 б классах средней школы №2 г. Белозерска, где обучаются нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития.
Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики:
1. Методика «Несуществующее животное»;
2. Методика Э. Торренса;
3. Тест «Насколько развита ваша фантазия»;
4. Тест «Свободный рисунок».
Методика «Несуществующее животное» ставила своей целью определить уровень развития творческого воображения у детей вторых классов .
Детям давалась следующая инструкция «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
При определении уровня творческого воображения использовалась следующая интерпретация: наиболее низкий (нулевой) уровень – это изображение реального животного (зайца, собаки, крокодила, человека и так далее). Для шестилетнего возраста такой способ изображения – свидетельство низкого уровня развития воображения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показатель отклонения либо в умственном развитии, либо в эмоциональной сфере. В частности, к подобному способу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.
Несколько более высокий вариант, относящейся к тому же уровню – это изображение животных, несуществующих, но существовавших когда-то или же позаимствованных из литературы (динозавра, дракона, Змея Горыныча). Этот вариант говорит о бедности воображения и типичен для детей с низким общекультурным уровнем.
Первый уровень – конструирование, собирание нового существа из деталей реальных животных (например, голова человека, тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в названии: «человеко-медведе-заяц», «слоно-корова», «летающий медведь» и тому подобное.
Этот способ построения образа характерен для рационалистического подхода к задаче. Он говорит ни о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой направленности, об «исполнительской», а не творческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наиболее типичной. При рационалистическом способе создания образа дальнейшая оценка определяется количеством прототипов и степенью их разновидности. Так, комбинация из пяти животных – это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавниками – показатель более развитого воображения, чем та же корова с лошадиными.
Второй уровень – создание целостного образа нового несуществующего животного в соответствии с общей схемой животного, но без привлечения деталей конкретных животных. Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца) название в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда может строится по той же модели, по которой строятся названия реальных животных («пусик», «бубозавр», «шапкоед»). Этот тип образа характерен для художественно – эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.
Третий уровень – создание абсолютно оригинального существа (не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме: голова с глазами и ртом, туловищем и конечностями). Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационалистическим, так и преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реально творческие возможности. У детей младше девяти десяти лет такой способ построения образа встречается довольно редко .
Таблица 1. Анализ полученных результатов учащихся 2 б класса по методике «Несуществующее животное»
№ п/п |
Имя учащегося |
Уровень творческого воображения |
1. |
Тима М. |
0 |
2. |
Игорь П. |
1 |
3. |
Даяна Б. |
1 |
4. |
Виталик С. |
0 |
5. |
Дима Я. |
0 |
6. |
Артем К. |
0 |
Новое в образовании:
Развитие идентичности
Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, - необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов ...
Подходы к классификации цифровых образовательных ресурсов
Классификация ЦОР по типу представленной информации приведена на рис. 2. Классификации ЦОР по трем основаниям – тип ЦОР, организационно-методические характеристики взаимодействия с пользователями приведена в таблице 1. С целью определения содержания ИТС в соответствии с системной логической законом ...
Использование новых информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получ ...