Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития

Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников.

Задержка психического развития встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12 – 20% детей.

Проблемой задержки психического развития занимались многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники (К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, И.Ю. Кулагина и другие), но воображение этих детей изучено недостаточно. Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, она по-прежнему актуальна.

Один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве детей, и на сегодняшний день существует проблема о развитии этого творчества и о его значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Воображение и фантазия важнейшая сторона нашей жизни. Невозможно представить себе, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Некому было бы делать научные открытия. Человечество лишилось бы произведений искусства. Дети никогда бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры. Без воображения школьники не могли бы, учиться, усваивать сложные программы обучения. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

Воображение и фантазия интенсивно проявляются и развиваются в возрасте от 5 до 15 лет. Если воспитатели, педагоги и родители не будут обращать серьезного внимания на развитие способности фантазировать, то в последующем у ребенка будет наступать быстрое снижение активности этой функции, у человека обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, теряется интерес к науке и искусству.

Дети с задержкой психического развития испытывают значительные затруднения в учении, не идентифицируют себя с образом школьника. Наиболее привлекательным для них является образ дошкольника, с которым сохраняется идентификация до 9 – 10 лет.

Личностный рост ребенка с задержкой психического развития возможен при разных условиях обучения (массовые классы, классы коррекционно развивающего обучения) и даже при отсутствии школьных успехов. Главная задача учителя помочь найти этому ребенку социально приемлемый способ самореализации – в спорте, в изобразительном искусстве и в других видах деятельности. Учитель должен создать атмосферу психологического комфорта, поддержки для своих учеников, должен увидеть в ребенке такие способности, через которые возможно дальнейшие развитие личности.

В истории весьма редко встречаются одаренные дети, которые рано начинают создавать шедевры, имеющие значения для всего человечества и входящие в сокровищницу мировой культуры. Анализ подобных феноменов представляет собой предмет психологии одаренности. Психология детского творчества изучает не эти уникальные явления, а ежедневные достижения обычных детей, которые могут остаться незамеченными их родителями и не представляют интерес для широкой общественности, но являются вехами в становлении личности самих детей, важными этапами их социализации.

Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности. Организация интересной, содержательной работы с ребенком, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов, будет материалом, необходимым для работы воображения. Все это помогает творческому развитию детей в изобразительной деятельности. Общение с искусством позволяет разбудить чувства детей, создать атмосферу творчества. Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Дети могут отличаться возможностями, которыми наделила их природа в отдельных видах творческой деятельности, но само творчество – обязательный компонент их личности. На занятии или в самостоятельной художественной деятельности должна царить атмосфера веры в силы ребенка, поддержка его при неудачах, совместная радость его достижениям. Именно тогда происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально – личностном развитии человека.

В нашей работе мы рассмотрели влияние изобразительной деятельности, на такой познавательный процесс, как воображение. Воображение – это очень важный процесс не только в творческой деятельности, но и в учебной, так как тесно связан с процессом мышления. Поэтому воображение нужно развивать не только для того, чтобы творить.

Цель: проанализировать и апробировать эффективные методы и приемы развития творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития.

Объект исследования: творческое воображение младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: развитие воображения в изобразительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза: если использовать эффективные приемы и метода, то изобразительная деятельность будет способствовать развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Определить понятие творческого воображения.

2. Выявить особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития.

3. Разработать практические рекомендации по исследованию методов и приемов.

4. Провести сравнительное исследование у детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей.

5. Разработать развивающую программу занятий по развитию воображения детей с задержкой психического развития.

6. Проверить эффективность проделанной работы.

Методы исследования:

1. Анализ научно – методической литературы.

2. Наблюдение за изобразительной деятельностью детей.

3. Изучение продуктов деятельности учащихся.

4. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.

5. Анализ анамнестических данных учащихся.

База исследования: средняя школа №2 г. Белозерска, 2 класс (коррекционный).

ребенок психический развитие задержка

Новое в образовании:

Причины неудач в организации групповой работы младших школьников и их устранение
Учителя, пытающиеся использовать на своих уроках групповую работу, поначалу сталкиваются с многочисленными проблемами. Неудачная работа учебных групп в большинстве случаев связана либо с нежеланием, либо с неумением школьников работать вместе. Их необходимо обучить навыкам совместной работы. Внутре ...

Теоретические предпосылки развития программы универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности ...

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений
Для общеразвивающих упражнений характерно, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно пр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru