Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Педагогика и воспитание » Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первых классов начальной школы » Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Страница 5

Результаты методики «Рукавичка», показали следующее: низкий уровень развития коммуникации как кооперации 16,6%(8) учащихся в экспериментальной группе, 25%(12) учащихся в контрольной группе, дети не пытались договориться или не смогли придти к согласию, настаивая на своем. Средний уровень 58,3%(28) учащихся в экспериментальной группе, 56,2%(27) учащихся в контрольной группе. Высокий уровень 25%(12) учащихся в экспериментальной группе, 16,6%(8) учащихся в контрольной группе, дети активно обсуждали совместное действие; приходили к согласию, следили за реализацией принятого замысла.

Результаты теста «Рисунок человека», показали следующее: Низкий уровень 22,9%(11) учащихся в экспериментальной группе, 27%(13) учащихся в контрольной группе, в рисунках этих ярко выражены 2-3признака, к выполнению рисунка приступали не сразу, при выполнении задания вели себя неуверенно, задавали дополнительные вопросы. Средний уровень 62,5%(30) учащихся в экспериментальной группе, 62,5%(30) учащихся в контрольной группе, в рисунках слабо выражены 1-2 признака, приступали к выполнению задания, не задавая дополнительных вопросов. Высокий уровень 14,6%(7) учащихся в экспериментальной группе, 10,4%(5) учащихся в контрольной группе, в рисунках отсутствуют признаки проблем в общении, смело приступали к выполнению задания и ничем не выражали сомнений в своих способностях.

Результаты констатирующего эксперимента мы внесли в таблицы отдельно по экспериментальной и контрольной группе и подсчитали общий балл по всем заданиям, который характеризует уровень предпосылок сформированности коммуникативных УУД на момент поступления в школу.

На первом этапе исследования, самый высокий уровень (от10-до 9баллов из возможных 12) сформированности коммуникативных навыков получили 31%(15) учащихся в экспериментальной группе и 14,6% (7) учащихся получили самый высокий балл в контрольной группе. Средний уровень (8-6 баллов), получили 50%(24) учащихся в экспериментальной группе, и 62,5%(30) учащихся в конторольной группе. Низкий уровень (6-4 балла из возможных 4) получили 18,7% (9) учащихся в экспериментальной группе и 22,9% (11) учащихся в контрольной группе. По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальной группе результаты сформированности коммуникативных УУД оказались выше, чем в контрольной, считаем, что это обусловлено тем, что в «а» и «б» классы распределяются дети наиболее развитые и подготовленные к школе. (см.рис.1).

Рисунок 1. Констатирующий эксперимент.

Программа психологических мероприятий по формированию коммуникативных УУД.

Исследование проводилось с 10.11.2011 по 27.02.2012.

В системе практической деятельности педагога-психолога в начальной школе могут использоваться наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков, которые мы предлагаем к рассмотрению.

Проведение групповых развивающих занятий-тренингов для первоклассников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период контрольного эксперимента, только с экспериментальной группой. Периодичность: Занятия проводились 1 раз в неделю с каждым классом (всего 2 класса). Конспекты занятий с 4 по 10 см. в приложении 4.

Цель занятий – снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей.

Задачи:

научить первоклассников эффективно сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

сформировать умение планировать совместную деятельность – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

развить умение управлять эмоциями, поведением, действий себя и партнера;

научить понимать и принимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

В занятия входят элементы психогимнастики, сказко-терапии, арт-терапии, музыко-терапии. Используются телесно-ориентированные техники, аудиопрограммы.

Такие развивающие занятия направлены на создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме.

Виды используемых методических средств:

ролевые игры;

психогимнастические этюды;

эмоционально-символические методы;

дискуссионные игры;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...

Обучение и игра
Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры? Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в ...

План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» в 3 классе
Цели и задачи: формировать умение реализовывать практические умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях; совершенствовать развитие физических качеств посредством встречных эстафет; прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Инвентарь: 3 скакалки, 3 тенни ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru