Система образования занимает ключевое место в процессе вторичной социализации (процесс первичной социализации человек проходит в семье, со дня его рождения до того момента как ребенок отправляется в школу) и формировании личности ребенка. Посредством образовательного процесса ребенок получает представление о доминирующих началах человеческой жизни, происходит формирование собственного мировоззрения и оценочных установок. Формирование этих установок происходит с помощью постижения главных ценностей человеческой жизни, что является весьма значимым и становится все более актуальным в последнее время в связи с обострением многих молодежных проблем, таких как наркомания, преступность, физическое и духовное здоровье. Названные проблемы имеют место в обществе по причине сбоев в процессе формирования ценностей, напрямую связанном с образовательной сферой.
В современных условиях отношение к образованию меняется, истоки этого лежат в изменении отношения к труду. Труд уже не является первой потребностью человека, в качестве средства самовыражения, а наоборот, первая потребность сама заключается в потреблении и предполагает труд; человек имеет потребность в труде как в средстве заработать себе на жизнь. Таким образом, и образование становится средством человеку заработать на жизнь. В связи с этим «образование превращается в акт размещения информационных вкладов, в процессе которого учащиеся представляют собой хранилища, депозитарии, а преподаватели играют роль вкладчиков, депозиторов». Чем более учитель наполнит контейнер информацией, тем лучшим специалистом он считается, чем более кротко «контейнеры» позволят себя наполнить, тем лучшие они ученики. Такого рода практика не может дать личности «пищи» для развития, ведь в подобном обучении нет ни творчества, ни возможностей для преобразования, ни настоящего знания, так как учащиеся не совершают акта познания. Предмет, в отношении которого этот акт следовало бы произвести, является «собственностью» учителя, а не предметом, пробуждающим критическое мышление, так как ученикам предлагают не разобраться в предмете, а запомнить содержание, рассказанное преподавателем. По мнению Паулу Фрейре (бразильский психолог-педагог): «Знание появляется только как результат все новых и новых открытий, которых люди добиваются, исследуя мир без устали, нетерпеливо, вдохновляемые надеждой, неотрывно от этого мира и от других себе подобных».
Ученики выступают не как живые люди, обладающие сознанием и чувствами, а лишь как «некие усредненные количественные показатели успеваемости или статистические тенденции».
Безусловно, школа в качестве института социализации, не может не навязывать правила общественного сосуществования, тем более, что многие функции воспитания, принадлежавшие институту семьи были переданы школе. Поэтому другой процесс, происходящий в сфере образования наряду с процессом передачи знаний, — передача способов самоопределения и самореализации. Фактически эти процессы во многом зависят от уровня профессиональной деятельности и мировоззренческой позиции учителя в процессе организации диалогического или монологического общения в рамках образовательного процесса.
Монологическая установка учителя не предполагает обращения к слушателю как к конкретному лицу, собеседнику, который должен определенным образом реагировать на получаемое сообщение, соглашаться или возражать, так или иначе его истолковывать, интерпретировать, оценивать — или потому, что сообщение это директивно: «Иванов, пойди к доске», или: «К следующему уроку класс готовит такое-то задание», или потому, что содержание этого сообщения истинно и не допускает индивидуальной его интерпретации и оценки, скажем: «Сумма трех углов треугольника равна 180°» или «Великая Отечественная война завершилась в 1945 году разгромом фашизма».
Диалогическая установка возникает тогда, когда передаваемое индивиду или группе сообщение требует их реакции, эмоционального и интеллектуального отношения и претендует на изначальное либо достигаемое в результате переубеждения согласие слушателя с говорящим. Таким образом, целью диалога как формы духовного общения является общность, а целью монолога — информирование или управление. Вот почему «ни передача научной информации, ни религиозная проповедь, ни молитва, ни военная команда, ни бюрократическое распоряжение не нуждаются в диалоге, тогда как дружеская беседа, политический спор единомышленников, отношения художника и читателя, зрителя, слушателя эффективны только тогда, когда диалогичны, явно или скрыто в подтексте, ибо адресат (получатель сообщения) превращается в данной ситуации в партнера, который волен принять или отклонить данное сообщение».
В конкретной педагогической ситуации это означает превращение учителя из «транслятора знаний в старшего друга, приобщающего к своим ценностям». Необходимо «уметь конкретно подойти к каждому отдельному человеку, уметь войти в его скорлупу, зажить его жизнью, рассмотреть в другом не просто нечто равноценное тебе, но и ценить другого выше собственных интересов, отвлекаясь от предвзятости, предубеждений и теорий». Учитель передает свой опыт, свои знания, корректирует ученика, в свою очередь от ученика требуется отдача, «свежесть взгляда и желание не только использовать полученные знания, но и обогащать их».
Новое в образовании:
Анализ игровых комнат в архитектурных объектах
Европейский опыт в проектировании, строительстве и оснащении развлекательных комплексов очень богат Белорусские дети проводят своё основное время на детских игровых и спортивных площадках. (Игровые элементы в таких местах небезопасны для жизни ребёнка). Также можно встретить игровые комплексы (детс ...
Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической
литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...
Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...