Исследуя процесс взаимодействия учителя и учащегося в диалоге, О.Б. Даутова выделяет такой критерий его результативности как движение к сотворчеству учителя и ученика. В связи с этим можно рассмотреть три формы диалогового взаимодействия, выделенные Даутовой — непродуктивную, предпродуктивную и продуктивную.
Первая форма — непродуктивная. Взаимодействие осуществляется на формальном уровне, преобладает монологичная форма, учитель не создает условий для сотрудничества, отсутствие движения к сотворчеству по линии коммуникативной связи ученик — учитель.
Вторая форма — предпродуктивная. Взаимодействие осуществляется при доминирующей роли педагога, при преобладании монологичной формы, частично вводится диалог, ученик присваивает отдельные факты, знания.
Третья форма — продуктивная. Взаимодействие осуществляется на личностном уровне, возникают отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма, ученик и учитель достигают в ходе урока сотворчества, восходящего к единым смыслам и ценностям.
Однако в большинстве случаев образование предполагает монологическое иерархическое соотношение взаимодействующих сознаний. Иными словами, существует вертикальная система, в которой учитель является некоторым «руководителем» или источником знания, а ученик — «подчиненным», который в той или иной мере усваивает истины.
Эти отношения, рассматриваемые в рамках общеобразовательной системы, Г.М. Бирюкова предлагает проанализировать через исходную классическую ситуацию-диалог «начальник-подчиненный».
По мнению Бирюковой специфика данного рода отношений состоит в том, что «учитель реализует свой «приказ-распоряжение» через требование усвоения преподносимых им истин только в его собственном изложении. В противном случае не избежать обструкции в виде осмеяния или низкой оценки за демонстрируемые собственные знания или понимание».
В другом случае учебный процесс может быть организован в виде схемы «приказ — обсуждение и исполнение». В данном случае ученик уже «частично «допускается» к процессу принятия решений. На стадии обсуждения ученик получает возможность интериоризировать чужие знания».
Еще один тип диалога, который выделяет Бирюкова — «приказ — фрустрация — деструкция». Диалог такого рода, как ни странно, так же как предыдущие два вида, имеет место у некоторых педагогов в построении учебного процесса. «Подчиненный», получая «приказ», оказывается в состоянии дезориентации, и единственным выходом из этого положения для него является неподчинение или отказ от подчинения. Тем самым, этот вид диалога является разрушительным, «ведущим к неприятию информационного текста, к непослушанию, к диссидентским настроениям, к попранию нравственных приоритетов».
Современное среднее образование (высшее образование в меньшей степени) направлено на то, чтобы усреднить учеников и «заставить их бояться быть непохожими на других, противоречить общественному мнению». Подтверждением служат такие факты как само существование стандартной школьной программы (вместо индивидуального учебного плана), беспрекословно усваивающейся независимо от изменяющихся способностей и потребностей подрастающего поколения (изменения в программах такого рода, в лучшем случае, происходят около одного раза в десятилетие, а в последнее время изменения диктуются потребностями общества).
И в конечном итоге образование, которое может и должно помочь решить национальные и социальные проблемы, усиливает вражду между людьми. Так, американская система образования не может объяснить, как зародилось такое противоречие, как сосуществование американской мечты и расизма.
К сожалению, неадаптированное общее образование делает наши действия бессмысленно автоматическими. «Развивая интеллект, внутренне мы остаемся неполноценными и творчески бесплодными». Показательным примером этих слов является ситуация выпуска из школы, когда люди просто не знают, что им дальше делать. Это незнание не зависит от того, что кто-то лучше, а кто-то хуже учился, просто не было задано профессиональных ориентиров. Стоит справедливо заметить, что изначально целью общего образования является образование всех детей класса (не лучших и не худших), но до рядового учителя через миллионы посредников в виде комиссий и начальств, доходит план не с просьбой, а с требованием выполнения предписаний. Наиболее самоотверженные и стойкие учителя, обладающие желанием и соответствующей квалификацией, «творят чудеса». Их отчеты и высокие показатели успеваемости говорят об их профессионализме. Но учителя являются только одной стороной педагогического сотрудничества, кроме них существует еще два участника: ученик и социум, в который входит семья и окружение ребенка за стенами школы. Успех в воспитательно-образовательном процессе достигается только при условии равноправия всех трех сторон. Это означает, что отправляя свое чадо в школу, родители должны не просто интересоваться его успехами, а вкладывать и свои силы, например, делать уроки вместе.
Новое в образовании:
Работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и
их родителями по профилактике травматизма детей
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деят ...
Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...
Физическое развитие ребенка второго года жизни
Оценивать физическое развитие ребенка нужно не только по массе тела, росту, окружности головы. Груди, но и по телосложению, осанке, размеру стопы. Любые отклонения в состоянии здоровья сказываются на физическом развитии, последнее может быть оценено как нормальное только при хорошем состоянии здоро ...