Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контрольную группу 48 детей (1»в», 1»г»). Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования и принципов этического кодекса психолога-диагноста, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта общеобразовательных учреждений.
Экспериментальная база и этапы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Исследование на различных этапах осуществлялось на базе «МБОУ Максатихинской средней школы №1». Исследование проводилось в три этапа с 2011 по 2012 год: 1)констатирующий эксперимент, 2) формирующий эксперимент, 3) контрольный эксперимент. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе (сент.-нояб. 2011г.) осуществлялось изучение, обобщение, критический анализ информации по проблеме исследования в психологической, педагогической литературе, в диссертационных исследованиях, обобщался психологический и педагогический опыт по рассматриваемой проблеме, проводилась стартовая диагностика сформированности коммуникативных УУД. На этой основе были определены исходные позиции и направления исследовательского поиска, уточнена проблема, определена цель, сформулирована гипотеза исследования. На данном этапе были уточнены признаки ключевых понятий исследования. Основными методами исследования на данном этапе выступали: эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение (прямое, косвенное); опрос устный — беседа, тестирование, анализ результатов, теоретические: выдвижение гипотез и моделирование.
На втором этапе (дек-фев 2011-2012гг.) конкретизировались компоненты модели формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, уточнялся комплекс психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования, проводились коррекционно-развивающие занятия. Основными методами на данном этапе явились: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности);
На третьем этапе (март-май 2012г.) проводилась итоговая диагностика сформированности коммуникативных умений, осуществлялась обработка, анализ и систематизация материала теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам дипломного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий школьников. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация); опрос устный — беседа, тестирование, методы математической статистики, анализ результатов исследования и их наглядное представление.
Методы: беседа, интервьюирование, опрос, тестирование.
Методики использованные на 1 этапе: Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Незавершенная сказка), «Братья и сестры» (Пиаже), Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), проективный тест «Рисунок человека»
использованные на 2 этапе: проективный тест «Рисунок человека», Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Незавершенная сказка) «Левая и правая стороны» (Пиаже), Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман),
Описание методик исследования.
Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка («Незавершенная сказка»).
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы, коммуникативное действие умение задавать вопрос.
Возраст: дети 6,5 – 8 лет.
Форма: индивидуальная
Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задать вопрос.
Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.
Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Новое в образовании:
Характер усвоения грамматического строя
Гвоздев А.Н. выделяет следующую периодизацию в формировании грамматического строя русского языка: 1. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней: А) время однословного предложения (от 1г.3м. до 1г.8м.); Б) время предложений из нескольких слов (главным образом двухсловные предложения от ...
Сущность, функции и система гражданского воспитания
Содержание общегражданского политического осознания обусловливает его функции. Социальная функция общественной политической сознательности направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение морально-политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином п ...
Особенности методики формирования
математической грамотности в образовательной программе "Школа 2100"
В соответствии с программой курса "Моя математика" программа "Школа 2100" авторы Т.Е. Демидова С.А. Козлова А.П. Тонких к концу обучения во втором классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: различать истинные и ложные высказывания (верные и неверны ...