Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя

Страница 6

Суть внушения в том, как указывает Н. Е. Щуркова, что «некоторые аксиоматические педагогические суждения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают в качестве одобрения, осуждения, если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно инструментующим воспитательные воздействия». Алмазное бурение сверление отверстии алмазное бурение отверстий цена.

Следующим важным условием для успешного функционирования воспитательной системы класса мы выделяем создание в классе воспитывающей среды (А.Т. Куракин, М.П. Кузьминова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Маленкова, Л.Н. Новикова, П .И. Пидкасистый, Н.Л. Селиванова, Г.Н. Сериков, Е.А. Ямбург). Воспитывающая среда – это совокупность окружающих учащихся обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современное общество и культуру. Классное сообщество является той воспитывающей средой, в которой происходит активное становление нравственных ценностей учащихся.

Л. И. Маленкова определяет воспитывающую среду как целенаправленно позитивно влияющий процесс на развитие личности и рассматривает многоликость «среды».

С точки зрения философско-педагогической - это среда природная, географическая, социальная, коммуникативная. Вместе с тем, это и среда обитания каждого ребенка - «микросреда»: дом, семья, улица, ближайшее бытовое окружение, друзья, то есть те факторы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают влияние на формирование и развитие его личности. Нам представляется значимым для исследования подход Г.Н. Серикова к понятию воспитывающей среды, как условия эффективного функционирования любой образовательной системы. «Генетические признаки всякой образовательной системы обусловливаются тремя обстоятельствами. Прежде всего, развитие образовательной системы зависит от личностных (природных и приобретенных) свойств участвующих в ее функционировании людей. Внутренние предпосылки играют роль своеобразного «движителя» соответствующей образовательной системы, от накопления мощности которой зависит успех движения - функционирования соответствующей системы. С другой стороны, возможности в развитии образовательной системы обусловливаются условиями, обстоятельствами, в которых она функционирует на языке системного анализа.

Это означает, что состояние «среды» влияет на возможности в развитии системы. Третье обстоятельство можно отнести к организации внутрисистемных отношений, ведущая роль в которой принадлежит непосредственно субъектам внутрисистемного взаимодействия. Классный руководитель, используя факторы природной и социальной ситуации развития учащихся, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду. Чем насыщеннее и разнообразнее среда, тем больше она облагораживает личность учащихся.

Опираясь на исследования Ю.С. Мануйлова о средовом подходе в воспитании, мы считаем, что для воспитания нравственных ценностей необходимо создать ниши - как конкретное пространство возможностей, позволяющих учащимся на их основе изучать, воспитывать и преобразовывать себя в соответствии с «открытыми» для себя нравственными ценностями. Особенностью ниш, ориентированных на воспитание нравственных ценностей, является их духовная составляющая. Одухотворение ниши происходит за счет стихии, силы, которая действует в среде в виде захватывающих импульсов, интересов, возбуждающих вибраций (Ю. С. Мануйлов). Третьим элементом воспитательной среды, ориентированной на становление нравственных ценностей старшеклассников, является создание особого образа жизни, основанного на со-бытийности. Составными частями образа жизни классного коллектива, направленного на воспитание нравственных ценностей, является сотрудничество друг с другом, созидательная деятельность по оцениванию своего микрорайона, соучастие в шефской помощи детскому дому и т.д. Образ жизни, направленный на «культивирование» добра, любви, красоты, милосердия, воспитывает нравственные ценности. Четвертым элементом воспитательной среды, является действия, влияющие на воспитание нравственных ценностей старшеклассников. Эти действия должны представлять целостную систему стратегических, тактических, операциональных способов, ориентированных на гуманические нравственные ценности.

В деятельности классного руководителя как организатора воспитательного процесса решались следующие задачи по организации воспитывающей среды:

создание и развитие ученического коллектива;

организация взаимодействия учителей, входящих в малый педагогический коллектив, работающий с классом по воспитанию нравственных ценностей;

взаимодействие с внеклассными и внешкольными воспитательными организациями и заведениями;

взаимодействие с родителями учащихся;

создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет целесообразно оснастить воспитательный процесс.

Воспитание нравственных ценностей личности старшеклассника предполагает использование метода этической защиты как условия воспитания их нравственных ценностей (А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова). По мнению Н.Е. Щурковой, этическая защита - сложное этическое искусство, которому необходимо учиться всю жизнь, потому что, во-первых, изменяется возраст человека, а значит изменяется характер его взаимоотношений с людьми и форма оказания помощи должна соответственно менять этическую форму; во-вторых, развивающиеся социальные отношения в обществе рождают новый стиль взаимоотношений и новые его формы, которыми педагогу необходимо овладевать беспрестанно. Педагог инициирует активность ребенка на оказание защиты и помощи Другому, и мотивом такого акта может и должно стать сочувствие этому Другому - и не что иное. Этическая защита позволяет защитить личность от оскорблений, предложить воспитаннику иной образ поведения в состоявшейся ситуации, возвысить его в трудный момент и предоставить возможность укрепить взаимоотношения со старшими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений
На уроках литературного чтения формируются навыки осознанного чтения и умение самостоятельной работы с текстом с помощью действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность) по системе М.И. Омороковой. Основные типы упражнений при работе над осмысленностью: ...

Основные закономерности развития мышления
Развивающее обучение в широком смысле слова означает совокупное формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств личности, способствующих ее самообразованию, тесно связанному с совершенствованием процесса мышления: только самостоятельно осмысляя учебную или жизненную задачу, школьник выраба ...

Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования
Содержание учебных предметов и способы их развертывания определяют тип сознания и мышления ребенка. Поэтому построение учебных предметов имеет не узкое, дидактико-методическое, а более общее значение, с точки зрения особенностей психического развития ребенка. Мышление представляет собой процессы по ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru