Основными принципами обеспечения педагогической поддержки по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников являются: согласие старшеклассника на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Педагогическая поддержка - категория нравственная, так как речь идет о педагогической помощи растущему человеку, развивающейся личности, ее способности к адаптации и социализации в обществе, о самоопределении и самореализации, о выстраивании взаимоотношений в мире взрослых. Педагогическая поддержка признается ценной, если она деликатна, тактична, грамотна, своевременна, адресна и дозирована, повседневна и экстренна, но главное, если она во всех случаях в полной мере выполняет свое обучающее, воспитывающее и развивающее предназначение, работает на перспективу.
Опираясь на исследования О .С. Газмана и других ученых, основными видами педагогической поддержки в рамках нашего исследования являются: инструментовка на нравственный свободный выбор; концентрация на положительное; создание ситуаций успеха. Главное направление инструментовки - развитие субъектности воспитанника, умения осознавать им свое поведение и на основе этого нести ответственность за самого себя и свои действия. При этом опора производится на сознание, а не на подавление старшеклассника.
Опираясь на исследования Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, Д.В. Григорьева, нами разработана с учетом взаимодействия классного руководителя и старшеклассников в педагогической поддержке по воспитанию нравственных ценностей поэтапная модель педагогической поддержки как ценностно-ориентированной стратегии воспитания старшеклассников.
На первом этапе классный руководитель акцентирует внимание старшеклассников на нравственной проблеме, требующей осмысления, обнаружения в ней личностного смысла. Обнаружение нравственной проблемы осуществляется на основе раскрытия многообразия многоуровневого мира культурных ценностей: мир ценностей искусства (литература, музыка, кино), мир повседневной культуры взаимодействия старшеклассников с другими людьми.
Второй этап педагогической поддержки по воспитанию нравственных ценностей связан с поиском собственного понимания нравственной проблемы. На этом этапе классный руководитель ориентирует учащихся на нравственную направленность (во благо, во имя добра) для становления гуманистических, экзистенциальных нравственных ценностей.
Третий этап - диалогический, направлен на поиск своей позиции среди других (Прав ли я? Как должно?) сверстников. Следует подчеркнуть, что взаимодействие на этом этапе возможно только в со- бытие «как объединений людей на основе общих ценностей и смыслов». Мы вслед за Д.В. Григорьевым, исследующим влияние педагогической поддержки на поиск старшеклассниками ценностных смыслов жизни, утверждаем, что важнейшим условием общения является позиция воспитателя, способного понимать, принимать и признавать. На этом этапе ученик имеет свою нравственную позицию среди других, сравнивает ее, реализуя тем самым нравственные ценности.
Четвертый этап - рефлексивный, связан с анализом совместной деятельности по решению нравственной проблемы. Этот этап объясняется незавершенностью диалога, готовностью учащихся к дальнейшему обмену ценностями. Роль классного руководителя ограничивается предоставлением старшеклассникам самим определиться в своем отношении к нравственной ценности.
С учетом поэтапной модели педагогической поддержки нами разработана тетрадь «Доверие». Одним из основных педагогических условий воспитания нравственных ценностей у старшеклассников является взаимодействие учащихся и классного руководителя через созданные нами тетради «Доверия». Тетради «Доверия» побуждают к индивидуальной рефлексии субъектов воспитательной системы класса. Назначение тетрадей «Доверия» - доверительная переписка, деловой «разговор», философское осмысление нравственных ценностей, жизненных смыслов, взаимное доверие и помощь в разрешении возникших проблем.
Главная цель тетради - снять излишнее напряжение, «облегчить душу», найти и сделать правильный выбор. Тетрадь «Доверия», выполняет корректирующую и регулирующую функцию в работе классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей. Тетрадь включает в себя следующие блоки: гносеологический (познавательный); аксиологический (ценностный); коммуникативно-психологический; блок самореализации; рефлексивный.
Гносеологический блок направлен на конструирование заданий, связанных с аргументацией самостоятельности суждений и действий; проявлением активности и привлекательности той или иной учебной дисциплины; формированием ценностно-деятельностных идей и решений, осознание мировоззренческих убеждений и чувств. Аксиологический блок включает экзистенционально-нравственное отношение к себе, окружающим людям (сверстникам, родителям, значимым людям); рефлексивные задания, ранжирование ценностей, выбор приоритетных моральных качеств и волевых черт характера, формирование в сознании системы нравственных ценностей. Коммуникативно-психологический блок связан с конструированием заданий, позволяющих школьникам осуществлять тесное взаимодействие друг с другом, получение жизненного опыта для самоопределения; через включенные странички «Разговор по душам», «Пойми меня», «Познаю себя». Данный блок раскрывает причины плохого самочувствия, помогает в разрешении личностных проблем, изучение своих интересов и склонностей, особенностей темперамента, эмоционального состояния. Блок самореализации связан с созданием заданий, позволяющих учащимся найти свое «общественное лицо», развить лидерские качества; составление плана действий собственного самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития; устранение недостатков черт характера, мешающих процессам самоактуализации личности. Рефлексивный блок раскрывается в заданиях по созданию проектов улучшения собственного самочувствия, поиска смысла жизни, корректирующих заданий, понимание и анализ стратегий своего поведения и ценностно-нравственной деятельности.
Новое в образовании:
Этапы обучения правильному звукопроизношению
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дых ...
Педагогические программы дополнительного образования
Цели учреждений дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждений дополнительного образования являются: обеспечени ...
Классификация наглядных средств обучения и их виды
Наглядность - "Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений". На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом п ...