Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя

Страница 5

Взаимосвязь указанных блоков влияет на развитие нравственных ценностей учащихся, помогает в работе классного руководителя приблизить к себе школьников, проникнуть в их внутренний мир, повышая духовные усилия в усвоении нравственных ценностей и углубляя процесс духовной эволюции воспитанников. Анкетирование 120 учащихся, использующих тетради «Доверия», показало, что 93% школьников проявляют глубокий личностный интерес при работе с ними. Особенно интересуют учащихся страницы, направленные на изучение своего «Я», черт характера, своих склонностей, интересов.

Если степень доверия у учащихся к классному руководителю высокая, они с большим удовольствием работают по разделам: «прошу совета», «мысли, подсказки, советы», «пожелания», «мои наблюдения», «мои сокровенные тайны».

Анализ результатов опроса учащихся показал высокий уровень заинтересованности такого психотерапевтического общения. Приводим выдержки ответов учащихся. Галина Г.: «Наши тетради «Доверия» помогли мне осознать многие общественные проблемы, научили меня рассуждать, анализировать изменения, происходящие во мне, помогли мне стать лучше и чище. Спасибо Вам!» Анна А.: «Тетради «Доверия» помогли мне посмотреть на себя со стороны, найти пути самовоспитания и самопознания. Низкий вам поклон.» Ирина С.: «Тетради «Доверия» раскрыли мне меня. Я узнала себя с лучшей стороны и повысила свою самооценку».Елена С.: «Тетрадь стала моим другом. Только тетради я доверяла свои тайны и получала от классного руководителя и психолога полезные советы». Сталислав Р. «Тетради «Доверия» здорово раскрепостили меня. Научили анализировать события, научили внутреннему диалогу».

Классные руководители в экспериментальных школах высоко оценили появление тетрадей «Доверия». По их отзывам тетрадь «принесут огромную пользу во взаимодействии с учащимися и помогут молодым классным руководителям систематизировать свою деятельность, целенаправленно влияя на интеллектуальное, эмоциональное и личностное здоровье школьников».

Другим важным педагогическим условием воспитания у старшеклассников нравственных ценностей являются создание нравственных личностных ориентированных ситуаций, ориентированных на успех. Исследование показало, что педагогически созданная и грамотно подготовленная нравственно-личностно-ориентированная ситуация успеха выполняет функции воспитания нравственных ценностей всех субъектов деятельности и укрепляет связи с объектами и субъектами окружающего мира, помогает раскрыть положительные стороны личности учащегося и вселить веру в свои способности и возможности. Создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций, ориентированных на успех, мы основываем на исследованиях В.В. Николиной, В.В. Серикова, Н.Е. Щурковой о личностно-ориентированной ситуации.

Разрешение личностно-ориентированных ситуаций актуализирует у учащихся такие качества личности, как готовность действовать с учетом позиции другого, брать на себя инициативу в решении проблемы, переводить конфликтную ситуацию в диалог путем анализа ее причин и выработки общего взгляда, уметь прислушиваться к чужому мнению, чувствовать эмоциональный настрой собеседника.

Вслед за В. В. Николиной мы включаем в структурную модель нравственной личностно-ориентированной ситуации успеха 4, взаимосвязанных между собой компонента: субъектный, содержательный, процессуальный, ценностно-ориентированный. Субъектный компонент включает субъектов деятельности: классного руководителя и ученика. Следует учитывать, что каждый участник ситуации является носителем а) социальной роли; б) отношений к другому; в) целей (намерений). У учащихся возникает потребность в личностном саморазвитии, она вызывает у него положительную эмоциональную реакцию: у него возникает желание, опираясь на собственный опыт разрешить ситуацию.

Разрешая ситуацию, ученик перестраивает свои отношения, ценности, вырабатывает свою позицию. Содержательный компонент представляет собой трансформацию нравственной проблемы в эмоциональное отношение, что вызывает эмоциональный отклик у учащихся. Процессуальный компонент личностно-ориентированной ситуации включает: воспитательные задачи с личностным контекстом. Контекстовость позволяет создавать следующие виды ситуации, приближенные к естественной жизнедеятельности старшеклассника (жизненно-практические задачи, выбор нравственной стратегии деятельности, сотрудничества).

Ценностно-ориентационный компонент представлен позицией личности. Позиция представляется в соответствующем нравственном поведении и поступках. Нравственные личностно-ориентированные ситуации реализуются в форме переживания, смыслотворчества, рефлексии, с выработкой собственной позиции в ситуациях поиска, диалога, что приобретает ценность для воспитуемого.

Создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций обеспечивалось рядом операций: скрытой инструкцией, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации, инструментовкой персональной исключительности воспитанника в данной ситуации деятельности, положительным подкреплением, педагогическим внушением. Последняя операция, заимствованная из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики, выполняла важную роль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Алгоритм управленческих действий на основе функционального подхода по вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении
Заместитель заведующей по основной деятельности на основе своих профессиональных функций осуществляет подготовку к педагогическому совету. Диагностико-аналитическая функция позволяет грамотно подготовить и организовать педагогический совет, организовать этап разработки и подготовки. Проективно-конс ...

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у детей положительных взаимоотношеий через совместную деятельность
В исследовании участвовали дети подготовительной к школе группы «АБВГДэйка» в количестве 15 человек. Контрольной группой была определена подготовительная к школе группа «Улыбка». Исследование проходило в 3 этапа: 1 этап констатирующий – сентябрь 2010г. 2 этап формирующий – октябрь 2010г. – март 201 ...

Основные направления педагогико-воспитательной работы с осужденными
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях: 1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимальн ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru