Этическая защита обладает психотерапевтическим воздействии на личность школьника: снижается агрессивность, уходит обида, забываются ссоры, уменьшается личностная и ситуативная тревожность, отступают личностные собственные проблемы, инициируется активность и воскресает оптимистическое восприятие жизни.
Достижение цели осуществлялось посредством ряда операций: ключевых - «Я - сообщение», великодушного прощения; интегральных -вытеснения, игнорирования, инструкции, санкционирования, паллиатива. Рассмотрим некоторые из операций, использование которых способствовало воспитанию нравственных ценностей личности старшеклассников.
Одной из ключевых операций в ходе этической защиты явилась «великодушное прощение». (Н.Е. Щуркова) По мнению педагогов исследователей - это один из самых сильных и жестких приемов этической защиты. Он обладает большой силой влияния лишь при условии интеллектуального развития воспитанника и чаще всего используется в воспитании подростков. Совершившему безнравственный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности его социального развития и неспособности осознать содеянное, или прекратить то, что совершаемо им. Совершая прощение, классный руководитель таким образом показывает учащимся, что он принимает их такими, какими они есть, т.е. как данность, признавая его многомерность, учитывая наличие «внутреннего автономного мира человека, того, что именуется порой душой», и соотнесение своих воздействий на человека «с состоянием его души и мотивами его действий» Н.Е. Щуркова). Великодушно простить - это признать право учащихся на особенность в поведении и действии; уважать странности и непонятности некоторых сторон его личности и жизни и не в коем случае не подгонять его личность под общую мерку».
Другим примером этической защиты, подтверждающей гуманное отношение к воспитанникам, является «Я - сообщение» (Н.Е. Щуркова). Педагогическая технология «Я - сообщение» помогает открывать другому субъекту то, что с ним происходит здесь и сейчас, но в этом сообщении он проделывает интеллектуальную работу по обобщению конкретных событий, ввернувших его в такое состояние, поднимаясь от фактора к явлению жизни, только что развернув-емуся перед ним в конкретной форме факта .
Ценность такого приема состоит в том, что субъект (в нашем случае классный руководитель) проявляет готовность выслушивать различные точки зрения и никого не хочет обидеть своими высказываниями, однако, при этом он открыт в выражении своего «Я» и прямо заявляет о существовании своего личного отдельного мнения.
Персонификация высказанного оформляется с помощью интонации, мягкой пластической линии общения, отсутствия угрожающей позы, спокойного ритма речи, доброжелательной мимики, дополненной по мере надобности улыбкой. Смысл такой коррекции в том, чтобы предложить учащимся иные формы выражения отношений, оснастить входящую в культуру общения молодого человека, более широкую палитру способов общения. Этот прием принято называть «окультуренным воспроизведением» (Н.Е. Щуркова). В последнее время в педагогике выделяют психотерапевтические функции (А .А. Бодалев, З.А. Малькова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова), основное назначение которых, - уменьшение или снятие неблагоприятного состояния ученика, достижение психического равновесия, помощь учащимся в формировании себя как субъекта собственной жизнедеятельности. Психотерапевтическая функция реализовалась нами в реальной практике посредством различных методов (вытеснение, игнорирование, санкционирование и т.д.). Вытеснение (термин введен З. Фрейдом) - процесс или операции, выполняющие функции защитить индивида от идей, импульсов или воспоминаний, которые вызвали бы тревогу, чувство страха или вины, если бы они стали осознанными. Алгоритм действия вытеснения следующий: выжить заменить отвлечь. Игнорирование внешне инструментировалось не замечанием педагога того, что происходит. Данный метод применялся с целью постепенного угасания накала возбуждения или негативного состояния воспитанника.
От воспитателя в такой момент всегда требуется такт, эстетическая привлекательность, этическая выдержанность, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Воздействие на учащегося путем санкционирования предполагало разрешение и право на проявление неблагоприятного состояния (апатии, грусти, скуки и т.п.), несмотря на то, что оно в данный момент не оправдывает ожидание окружающих. Санкционирование оправдано, если проявления неблагоприятного состояния не наносят ущерба и не причиняют зла самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению внешних действий было бы вредным для его развития. Воспитатель осознанно использует данный метод и применяет как невербальные, так и вербальные средства. В результате, как правило, исчерпываются или угасают сильные переживания учащихся .
Важным фактором формирования нравственных ценностей является создание благоприятного эмоционального фона в этической защите (К. Изард, Л.И. Маленкова). На важную роль эмоций в формировании нравственных ценностей указывал еще К.Д. Ушинский: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
Новое в образовании:
Содержание понятия логика
Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что значит "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозна ...
Виды декоративно – прикладного искусства
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в ...
Кейс-метод в обучении
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case – «случай»). Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть ...