Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, заботы о близких, коллективного труда для других людей. Нравственное воспитание, по мнению Е.В. Бондаревской, не является только сферой интересов личности, ее собственного развития. В нем сталкиваются и взаимодействуют интересы личности, семьи, общества, государства. Смотрите полусухая стяжка в истре моск обл здесь.
В этой связи его основной вопрос состоит в том, чтобы научить детей жить, сочетая интересы собственной жизни, семьи, общества, государства. Однако, как считает ученый, интересы саморазвития школьника должны быть поставлены на первый план. В этой связи, по нашему мнению, актуализируется идея о воспитании нравственных ценностей как нравственных императивов, критерия самооценки и саморегуляции поведения. Е.В. Бондаревская определяет нравственное воспитание как становление нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника.
Таким образом, нравственное воспитание понимается как целенаправленный, организованный, педагогически управляемый процесс нравственного развития личности в коллективе, выполняющий ведущую роль в формировании ее нравственного сознания и обеспечивающий его единство с поведением. По своему существу это процесс становления школьника как целостной личности, субъекта нравственных отношений и моральной практики, в ходе которого развиваются и обращаются на пользу общества его творческие силы и способности, формируется его духовный мир и качества, необходимые для деятельности и общения в коллективе.
Нам представляется интересной позиция С.В. Кульневича по проблемам воспитания нравственных ценностей. По его взглядам, воспитание становится нравственным, если оно обращено к гуманному, т. е. человеческому началу в ученике. По мнению С. В. Кульневича, главные нравственные ценности: это то, что определяет духовную основу личности - субъектность, совесть, душа, переживание смыслов, сознание, его личностные структуры, личностные функции, личностный опыт.
Т.И. Власова, развивая идеи Е.В. Бондаревской, обращает внимание на становление духовности личности. Она трактует воспитание духовности как «вектор направленности личности», а нравственность - как границу личностного проявления человека в разных ситуациях. Основу нравственных ценностей личности Т.И. Власова видит в воспитании: Добра, Красоты, Истины. Добро является показателем духовно-нравственного развития индивидуальности ребенка во благо человека и общества; Красота предстает как гармония проявления индивидуальных качеств и способности личности; Истина выступает гарантией индивидуальной творческой самореализации в общей структуре социальной справедливости.
Заслуживает внимания исследование З.И. Равкина, являющегося итогом конструктивно-генетического подхода. Им выделены четыре группы ценностей, имеющих гуманистическую направленность.
Среди них - нравственные ценности (честь и личное достоинство ученика, его право быть субъектом педагогического процесса, этические стимулы и мотивы овладение знаниями, патриотизм и гражданственность, уважение к труду и людям труда, этика поведения и обучения, взаимопомощь и готовность к сотрудничеству).
Важной проблемой в воспитании нравственных ценностей является вопрос о раскрытии механизма их формирования у учащихся.
Новое в образовании:
Характеристика лагеря
Месторасположение лагеря Я проходила практику в летнем городском лагере в Сертоловской средней школы №1. Лагерь располагался в здании начальной школы и занимал первый этаж. Для детей было создано три игровые комнаты, в которых были бумага, краски, карандаши и настольные игры. Также у детей было все ...
Особенности игровой деятельности детей с умственной
отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...
Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений
На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения с ...