Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 9

Научный интерес представляет концепция А.И. Титаренко. Он рассматривает нравственно-психологический процесс с позиций интереса и потребностей; побуждение и нравственную направленность (ориентации); нравственные мотивы и цели; решение нравственной ситуации, формирование намерений; нравственное деяние (собственно поступок), средства его совершения и степень волевого напряжения субъекта; цельность поступка, а также вызванные им изменения ситуации выбора; оценка и самооценка поступка. Эти компоненты являются последовательными фазами процесса нравственного выбора. А.И. Титаренко выделяет две группы потребностей: материальные (питание, отдых и т .д.) и социальные (потребности в труде, в общении, в познании, в эстетическом наслаждении, нравственном удовлетворении).

Психологи (Л.И. Божович, А .И. Лавриненко, В.Э. Чудновский) выделяют проблему нравственности в выборе нравственных ценностей в процессе обмена ценностями. Поведение становится устойчивым тогда, когда превращается в качество личности, так как качество личности представляет собой синтез присущего ему мотива и определенных способов поведения (Л.И. Божович). В исследованиях Л. И. Божович устойчивое проявление качества в разных условиях и разных видах деятельности - есть сформированность данного качества, т.е. способность личности эмансипироваться от влияний среды, которые вступают в противоречие с системой субъективных нравственных ценностей. По мнению Л.И. Божович, ценностные ориентации придают позиции нравственность, а мотивам поведения - общественную значимость и устойчивость.

Важный шаг по пути выявления механизмов нравственного воспитания сделан исследователями в связи с изучением направленности личности (К.К. Платонов). Согласно этой концепции, воспитание личности осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и принципов нравственных правил, принятых в обществе. Задача воспитателя состоит в том, чтобы не только научить усвоению определенных нравственных умений и навыков, а воспитать сильные и устойчивые нравственные мотивы поведения. В формировании ценностных ориентаций К.К. Платонов придает большое значение общению, включая ценностные ориентации в его структуру, считая их важнейшим фактором общения, в котором объединяются мыслительный и эмоциональный компоненты, нравственные и правоправные способности личности.

Существуют определенные связи между ценностными ориентациями и позицией личности. В логике такого взгляда Б.Г. Ананьев определяет позицию личности как сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность.

За последние 10-15 лет в отечественной психологии произошел мощный прорыв в изучении человека, с точки зрения плюрализма методологических позиций. Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в психологии естественно-научной парадигмой, сместилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками. Эти исследования вновь возвратили в психологическую науку понятия «совесть», «честь», «духовность», «нравственность», «душа» (Б.С. Братусь, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, В.П. Зинченко, В.И. Колесников, В.С. Мухина и др).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей - одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно по ...

Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации
Формирование информационной безопасности школьников нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для школьник ...

Физическое развитие ребенка второго года жизни
Оценивать физическое развитие ребенка нужно не только по массе тела, росту, окружности головы. Груди, но и по телосложению, осанке, размеру стопы. Любые отклонения в состоянии здоровья сказываются на физическом развитии, последнее может быть оценено как нормальное только при хорошем состоянии здоро ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru