Наиболее ярким представителем этого направления был В.В. Зеньковский. В его теоретико-методологических работах прослеживается путь от неконфессиональной, гуманистической педагогики, до православной педагогики духовного устроения, основанной на христианской антропологии, от педагогического плюрализма до мировоззренческой религиозной педагогики. «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека.
Ряд представителей религиозного педагогического направления встав на позиции христианской антропологии (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.), стремились соединить достижения отечественной культуры и гуманистические традиции православия. (Более подробно мы рассматривали учение Н.А. Бердяева, В.В. Розанова и др. в I главе §1 нашего исследования).
Гуманистические взгляды К.Д. Ушинского оказали огромное влияние на развитие педагогической теории и практики конца 19 - начала 20 веков. Продолжают развиваться идеи «свободного воспитания» сторонниками которого выступают К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, А. Зеленко, И.Л. Логунов Посадов и др.
К.Н. Вентцель утверждает, что цель нравственного воспитания - не «внушение добра», а пробуждение в ребенке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества».
Согласно К. Н. Вентцелю, первичной целью воспитания не может быть ни религия, ни общество, ни культура вообще, но школьник настоящего момента. «Каждый человек, - писал К.Н. Вентцель, - должен быть сам для себя мерилом правды и истины, всякое другое мерило фальшиво, безнравственно и не согласно со свободою индивидуальной личности».
В результате свершившейся Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России, воспитание нравственных ценностей стало рассматриваться в педагогических исследованиях с классовых позиций. В советской педагогике проблема нравственных ценностей занимала весьма важное место.
Вопросам нравственного воспитания уделяла много внимания Н.К. Крупская. В ее трудах проблема нравственности, морали рассматриваются с позиций диалектического материализма, в единстве общих коллективных целей и задач. Она подчеркивала неоднократно, что содержание общественной работы должно быть не только социально значимым, но и способным глубоко затронуть эмоциональную сферу воспитанников, с тем, чтобы «сплотить ребят в одном переживании, в одном чувстве». По ее мнению, воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.
А. С. Макаренко глубоко раскрыл в своей научно-педагогической и практической работе с подростками возможности коллектива в формировании нравственного сознания учащихся. Он считал, что «нормы определяются в каждый данный момент нашей классовой нуждой и нашей борьбой. И создание нужного типа поведения – это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно». А. С. Макаренко считал, что «оптимистическая гипотеза» отношения к человеку, считалась немыслимой без такого условия, как развитие личности в коллективе, внутри которого функционируют самые разнообразные отношения: деловые, дружественные, товарищеские, основанные на доверии и уважении к детям. «Никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем».
Новое в образовании:
Процесс разработки цифровых образовательных ресурсов
Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы: Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка … Рис. 1 Клас ...
Индивидуализация и дифференциация воспитания
Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупност ...
Методика применения дидактических в преподавании истории
С целью подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент в средней общеобразовательной школе г.Амурска. В эксперименте принимало участие 2 десятых класса по 26 учащихся в каждом. На основе 10 а класса проводился эксперимент, 10 б класс является контрольным. До начала эксперимента в классах была ...