Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы устно-поэтических произведений.
Задание:
Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. (Это загадка.)
Загадки.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)
Как вы догадались? (У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.)
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (еж)
Как вы догадались? (У него много иголок.)
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
Объясните, как вы определили, что это подушка.
А кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
А вот какое определение былины дает толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.
На листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.
Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алеша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич. (Ответы детей.)
Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алеша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.
5. Учатся работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведется одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребенок может показать свой уровень начитанности и проверить себя.
Задания:
Что такое сказка? (Ответы детей.)
Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.
Это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.
Рисование рисунков к сказкам, с которыми учащиеся уже познакомились на уроках литературного чтения. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?
Определение сказки, главные герои которых изображены на иллюстрациях. Продемонстрировать иллюстрации детям.
Что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.
Найдите и прочитайте присказки к сказке «Царевич Нехитер – Немудер». Ответы детей.
Найдите диалог старика и старухи из сказки «Самое дорогое» и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.
Отгадайте кроссворд «По страницам сказок».
К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:
1. «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба».
Новое в образовании:
Сергиевопосадская игрушка
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке проходила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, богородские медведи, кони, различные матрешки, и др. Музейные собрания народных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и в Бог ...
Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...
Проблемы правового регулирования воспитательной работы с осужденными к
лишению свободы
Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. По ...