Формирования экологической культуры посредством дидактической игры

Страница 3

В. П. Горощенко, И. А. Степанов говорят, что большое значение дает применение игр во время экскурсий на природу. Раскрыть перед детьми разнообразие и красоту окружающей действительности, обратить внимание на малозаметные, но существенные признаки мира растений и животных значительно легче, если привлечь учеников к активному эмоциональному восприятию.

Учитель может использовать игры, загадки, шарады, викторины и т.д. в зависимости от целей, содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения.

Как ранее было указано, экологическая культура – это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды. Поэтому в процессе использования дидактической игры мы должны формировать у учащихся экологические знания и умения, ответственное отношение к окружающей среде.

Для достижения этих целей существует большое количество дидактических игр. Например, игру «Ну-ка накорми» мы можем использовать для формирования понятий конкуренции. Детям нужно выбрать роль, то есть, какое животное он сегодня будет представлять. Затем детям даются фишки с разнообразной пищей, их задача выбрать те фишки- пищу, которые соответствует их персонажу. Затем ученики объясняют свой выбор.

Игра «Почему мы здесь живем?» помогает дать детям понятие о распространении живых организмов на тех или иных территориях, наличия необходимых факторов, возможные причины исчезновения организмов. Также мы можем использовать такие игры, как «Что сначала, что потом?», «Овощи и фрукты», «Кто, где живет?».

Ученые отмечают, что при повторении отдельных тем, связанных с природой Украины или родного края, учитель может предложить по картам определить зверей и птиц, сказать, где они встречаются, какие особенности имеют место их проживания, дать им краткую характеристику.

Можно использовать для закрепления материала о животных и растениях Красной книги можно использовать лото. С этой целью учитель раздает карточки группе учащихся и называет какое-нибудь растение или животное, учащиеся закрываю его, только если оно занесено в Красную книгу Украины. Кто быстрее закроет все объекты и назовет их правильно, тот и выиграл.

Много игр можно организовать с целью проверки детьми знаний природоведческих объектов и их краткой характеристики. Это могут быть задания: определить растения по гербария, открытки с изображениями животных, муляжи овощей и фруктов, находящиеся в вашей местности. Для проверки умения классифицировать объекты можно предложить определить по гербария полевые культуры, ветки лиственных и хвойных деревьев, растения луга; отобрать растения, произрастающие в тундре, тайге, смешанных лесах, пустыне и т. д.

Л. В. Артемова говорит, что для развития сообразительности учащихся в начальных классах широко используют загадки. Загадка всегда неполное, но очень точное описание какого-либо предмета или явления природы. Природа, окружающая человека, дает огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, об отдельных природных явлениях. Учителю, важно продумать на каком именно этапе урока будет применяться загадка.

Вносят оживление, снимают усталость рифмованные загадки, которые могут использоваться на уроке.

Когда какую-либо игру используют слишком часто, возникает опасность потери интереса детей к ней, потому что исчезает новизна.

Объяснение учителя во время игры должно быть лаконичным и понятным, пробуждать интерес.

О. Я. Савченко указывает, что некоторые учителя считают, что дидактические игры целесообразнее использовать в конце урока, поскольку в это время дети более уставшие. Это ошибочное мнение, часто игровая ситуация может стать хорошим началом урока. В игровой форме можно эффективно ознакомить детей с новым способом действий, оживить процесс тренировочных упражнений.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

Детские сады для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения
Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом. В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, ст ...

Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучения как экскурсия при изучении естествознания. Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам "Осенние изменения в жизни растений и животных" и "Природа зимой". В контрольной ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru