О. Я. Савченко выделяет такие структурные составные дидактической игры: дидактические задание, игровой замысел, игровое начало, игровые действия, правила дидактической игры .
Дидактический замысел игры определяется в соответствии с программой с учетом возрастных особенностей детей. Игровой замысел – следующий структурный элемент дидактической игры. Дидактическое задание в игре сознательно маскируется, оно представляется перед детьми в виде интересного игрового замысла. Детей привлекают воспроизведение воображаемого сюжета, активные действия с предметами, загадки, тайны, проверка своих возможностей в соревновании, ролевое преображение, общая двигательная активность.
На создание игровой атмосферы существенным образом влияет игровое начало. Оно может быть обыкновенным, когда учитель сообщает название игры и направляет внимание детей на присущий дидактический материал, объекты действительности, и интригующим, интересным, занимательным, тайным. Игровые действия – способ реализации игрового замысла и в тоже время осуществления поставленного педагогом задания. Правила дидактической игры дети воспринимают как условия, которые поддерживают игровой замысел; их невыполнение уничтожает игру, делает ее неинтересной.
Успех дидактических игр, в определенной степени, зависит от правильного использования в них игрового оборудования, игрушек, геометрических фигур, природного материала и др.
В процессе игры дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
А. К. Бондаренко отмечает, что подведение итогов игры в связи с такой возрастной особенностью детей как нетерпимость, желание сразу узнать о результатах деятельности, проводится сразу после их завершения. Это может быть подсчет баллов, определение команд-победителей, награждение детей, которые показали лучшие результаты. При этом следует тактично поддержать и других участников игры.
С. У. Гончаренко отмечает, что дидактические игры развивают сенсорные (чувственные) ориентации детей (на цвет, форму, размер, расположение предметов в пространстве), наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, умение считать. Они имеют также важное значение для морального воспитания, опираясь на развитие целенаправленности, выдержки, самостоятельности умения действовать согласно с определенными нормами.
Дидактические игры используются в начальной школе и исполняют такие функции: активизируют интерес и внимание учащихся; развивают познавательные способности; развивают память, внимание, мышление, закрепляют знания, умения и навыки; тренируют сенсорные умения, навыки.
Правильно построенная, интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка.
В обучающем процессе игровая деятельность имеет форму дидактической игры, игровой ситуации, игрового приема, игрового упражнения.
Л. В. Артемова выделяет такие виды дидактической игры: сюжетно-ролевые; игры-упражнения; игры-драматизации; игры-конструирования.
Сюжетно-ролевые или творческие это игры, особое место в которых, занимают сами дети. Такой вид игры наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важные воспитательные задачи.
Дидактические игры могут быть только в словесной форме, соединять слово и практическое действие, слово и наглядность, слово и реальный предмет.
А. К. Бондаренко говорит, что воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения возможных игр.
Новое в образовании:
Суть метода координат
Немного из истории координатного метода. В настоящее время уже очень большое число специалистов из разных областей науки имеют представление о прямоугольных декартовых координатах на плоскости, так как эти координаты дают возможность наглядно при помощи графика изобразить зависимость одной величины ...
Современное рабочее место преподавателя на примере кабинета физики
Пример организации рабочего места преподавателя физики в современной школе - полный комплекс ТСО - это качественно новая модель совокупности средств информационных технологий учебного назначения, сочетающих в себе воедино демонстрационные средства, средства индивидуальной работы учащихся и техничес ...
Анализ двигательного режима детей с задержкой психического развития
Практическая работа в рамках настоящего исследования проводилась на базе МДОУ комбинированного вида №36 в группе детей с ЗПР №3, с 12.02.2012 г по16.05.2012 г. В исследовании принимали участие 11 детей, физ. инструктор, воспитатели. Организация практической работы проходила в несколько этапов: На п ...