Исходя из набранных баллов, знания всех участников эксперимента были распределены по трем уровням. Данные приведены ниже в таблице:
Таблица 3.
Уровни развития краеведческих знаний учащихся с ЗПР
Уровни | |||
I |
I I |
III | |
Количество учащихся: |
5 |
5 |
0 |
Из таблицы видно, что состояние краеведческих знаний учащихся с ЗПР соответствует I и II (низкому и среднему) уровням. Никто из учащихся не отказался от выполнения работы, все участники исследования старались правильно выполнить предложенные задания, набрав определенную сумму баллов. Но никто из учащихся не набрал сумму баллов, достаточную для высокого уровня знаний. Большинство испытуемых набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню качества краеведческих знаний. Это говорит о том, что в классе отдельные учащиеся интересуются историей родного края и имеют о нем некоторое представление. Но этих знаний недостаточно для соответствия высокому уровню развития краеведческих знаний, поэтому требуется их дальнейшее формирование.
При таком расхождении в качестве знаний стоит обратить особое внимание на тех школьников, чьи знания находятся на низком уровне. Это значит, что в целом, состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР находится на начальном этапе формирования. Поэтому для дальнейшего эффективного их формирования целесообразно проводить внеклассные занятия краеведческой направленности. Их использование, с одной стороны, позволит ребенку самостоятельно приобрести, закрепить и использовать определенные краеведческие знания, а с другой - поможет сделать образовательный процесс эмоциональным, действенным, даст детям важные навыки коммуникабельности и совместной работы.
Внеклассная деятельность краеведческого содержания направлена не только на формирование, закрепление и отработку знаний, но и на развитие творчества в целом, умения принимать решения в нестандартной ситуации. При анализе ответов учащихся третьего класса было выявлено, что не все задания оказались посильными для школьников с ЗПР. При выполнении первой серии заданий, где в задании №1 ученикам требовалось исключить не подходящее по смыслу слово, 4 ученика правильно исключили слово бассейн, так как знали, что Тверца и Волга – это реки, протекающие в Тверской области, 2 человека допустили ошибки. Девять из десяти испытуемых правильно отметили, что поселок Эммаусс «лишний», а Москва и Тверь - это города, значит, большинство учащихся имеют представления об этих городах. Но только четверо школьников правильно отметили, что город Москва не имеет отношения к нашей Тверской области, а является столицей нашей Родины. Шесть испытуемых ответили, что не знают, что город Калинин это прежнее название Твери.
При выполнении задания №2, только пять испытуемых, благодаря фотографиям, определили, что главная улица п. Эммаусс – улица Мужества. Все ученики отметили правильно то, что п. Эммаусс был основан на реке Волге.
Задание № 3 у учащихся вызвало затруднение, с этой работой справилось трое испытуемых, на 50% выполнили задание четыре ученика, а трое учащихся не справились с работой, нарисовали древо, но оформить работу до конца не смогли. Причина в том, что более 50% учащихся проживает вдали от родителей, узнать информацию о «своих корнях» просто не у кого.
Новое в образовании:
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной
и экспериментальной группах
При анализе результатов констатирующего и контрольного экспериментов, выявилось, что при производственной деятельности (тест «Рукавички») коммуникативные навыки проявляются гораздо выше, чем в ситуациях непосредственного общения («Незавершенная сказка»). Предполагаем, что это связано с тем, что пер ...
Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждения определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи. Охра ...
Приемы активизации познавательной деятельности
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Приемы активизации познавательн ...