Каждый педагог должен знать и учитывать это в своей работе, что отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:
Представление о здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития расширения психофизиологических возможностей.
Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Кратко охарактеризуем каждую черту педагогики оздоровления.
Здоровье ребенка можно считать достижимой нормой, если он:
- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
2 и 3. Целостность психического состояния можно считать основой и предпосылкой саморазвития личности в последовательности этапов: самопознание, самовоспитание, саморазвитие.
Саморазвитие возможно при наличии творческого воображения, то есть происходит развитие творчества. Отрасль медицины – креативная медицина трактует не только лечебные меры, но и развитие возможностей детей через систему развития воображения (имитация, позы активности и др.).
4. При индивидуально-дифференцированном подходе, как мы уже отмечали выше в нашей работе, учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку.
Одно из серьезных, пока до конца еще не решенных задач является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. В Шуйском Государственном университете разработана программа последипломного совершенствования знаний по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании», которая обобщает опыт научно-практической деятельности ученых университета в сфере непрерывного педагогического образования в области здоровья.
Таким образом, появилась острая необходимость в самообразовании педагогов в этой области, которое представляется возможным только в условиях информационной насыщенности. Тогда информационными здоровьесберегающими технологиями, способствующими валеологизации учебного процесса можно считать: разработанный цикл лекций, методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов ОУ; разработанные теоретические, методические, технологические системы основ мониторинга здоровья и личностного развития ребенка, внедрение их в педагогический процесс; сборник научно-методических материалов по вопросам формирования валеологической культуры; периодические средства печати, журналы: «Начальная школа», «Здоровье школьника» и др.
Одной из причин низкого уровня валеологической грамотности учащихся, того, что дети не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение, является низкий уровень валеологической активности в семье. Отсюда вытекает необходимость ее повышения, а именно: упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, то есть разработать программу по вопросам ознакомления родителей с заболеваниями в целях оказания предупредительной помощи; подготовить памятки о режиме дня учащихся и рекомендации для родителей по организации учебной деятельности на дому; организовать работу постоянно действующего семинара для родителей по вопросам валеологии, валеологической культуры семьи, ЗОЖ, физической культуры, естественных средств оздоровления; проведение санитарно-просветительской работы для родителей по темам: «Режим дня часто болеющих детей», «Закаливание ребенка дома», «Режим и полноценное питание», «Профилактика глистных заболеваний», «Вредные привычки родителей и их влияние на детей», «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни».
Новое в образовании:
Причины неудач в организации групповой работы младших
школьников и их устранение
Учителя, пытающиеся использовать на своих уроках групповую работу, поначалу сталкиваются с многочисленными проблемами. Неудачная работа учебных групп в большинстве случаев связана либо с нежеланием, либо с неумением школьников работать вместе. Их необходимо обучить навыкам совместной работы. Внутре ...
Особенности коммуникативной компетентности детей с умственной
отсталостью
«Коммуникативная компетентность – социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний умений и навыков общения с людьми». «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обме ...
Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1
им. Некрасова
В этом разделе нашей работы мы рассмотрим основные компоненты ИОС, которые входят в структуру ИОС Некрасовского колледжа. I. Виртуальное представительство. Итак, в каждом образовательном учреждении существует виртуальное представительство (ВП). ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанн ...