Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО

Страница 7

С.В. Кривых рассматривает рефлексию как особый вид аналитической деятельности, позволяющей индивиду конструировать новое, не имеющееся у него ранее знание, понимание; новые способы деятельности, ведущие к приобретению знаний. Знания - результат усилий, организованных определенным образом в ходе учебного процесса через действия, в которые включаются знания. В ходе этих действий происходит овнутрение этих знаний. Рефлексия начинается с момента прекращения действования и перехода в особое (рефлексивное) отношение к действию. Затем осуществляются процессы: построения картины (знания) о происшедшем в действии; выявления причины затруднения и реконструкции ее появления; перестройки способа действия в зависимости от содержания причины затруднения. Завершается рефлексия возвратом в действие.

Выработка отношения к затруднению, препятствию в действии предполагает переход от действия к рефлексии - построении знания об осуществленном действии, реконструкции генезиса препятствия, распознавания его существенных свойств, перестройка способа действия. Однако учителю необходимо еще предотвратить стремление ученика еще и еще раз подействовать прежним способом или сократить эти попытки за счет осознания бесперспективности действия без рефлексивного его осознания.

Под рефлексивными умениями Кривых С.В. понимает:

1. Умение фиксировать затруднения.

2. Умение отделять случайные факторы затруднений от неслучайных.

3. Умение выходить в рефлексивную позицию в процессе осуществления познавательной деятельности.

4. Умение находить причину затруднения, его сущность и становление (“знание о незнании”).

5. Умение обращаться к собственному опыту и поиску в нем материала для конструирования гипотезы.

6. Умение видеть причину затруднения в недостаточности собственных способностей (проблематизация).

7. Умение строить заказ на перестройку способа действия, преобразующего индивида.

8. Умение обращаться в “культурный слой” при недостаточности собственного критериального обеспечения (освоение максимально широкого категориального аппарата).

9. Умение находить пути выхода из затруднений с коррекцией способа действия по преодолению этого затруднения.

10. Проектировочные умения по моделированию деятельности.

11. Умение осуществлять альтернативный подход, занимать различные рефлексивные позиции.

12. Умение изменять способы и направленность самоорганизации своей деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Анализ умственной деятельности предполагает знание того, какие операции необходимо выполнить, чтобы успешно справиться с заданием, каковы должны быть их конкретное содержание и последовательность выполнения. На основе анализа собственной деятельности студент должен разобраться в том, каким путем можно прийти к решению задачи, как найти общую стратегию решения, какие действия при этом необходимо совершить, какими мыслительными приемами пользоваться. Их анализ позволяет студенту раскрыть сам метод решения задачи, “технологию мышления”.

Устойчивый и эффективный социальный диалог высшей школы и сферы труда при проектировании и реализации основной образовательной программы.

Очевидно, что комплекс качеств, который определяет способность молодого специалиста – выпускника вуза быстро приобрести недостающие для работы знания и навыки, включиться в производственную деятельность и в дальнейшем приобретать новые знания и навыки сообразно меняющимся требованиям времени. Большинство вузов недостаточно адекватно представляют себе требования работодателей к их выпускникам. Неудовлетворенность бизнеса качеством подготовки молодых специалистов в части специальных знаний, профессиональных навыков и личностных качеств объясняется, очевидно, не тем, что вузы не знают, что именно востребовано бизнесом, а просто не могут или не стремятся формировать соответствующие навыки и качества.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

Слово учителя как метод преподавания
Слово учителя – особенное, аудиовизуальное (словесно-образное) средство реализации принципа динамического баланса, действенное средство развития творческих способностей учащихся, в системе познавательных и эмоционально-оценочных компонентов учебно-воспитательного процесса. Слово учителя, особенное ...

Понятие умственной отсталости
Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы. «Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru