С.В. Кривых рассматривает рефлексию как особый вид аналитической деятельности, позволяющей индивиду конструировать новое, не имеющееся у него ранее знание, понимание; новые способы деятельности, ведущие к приобретению знаний. Знания - результат усилий, организованных определенным образом в ходе учебного процесса через действия, в которые включаются знания. В ходе этих действий происходит овнутрение этих знаний. Рефлексия начинается с момента прекращения действования и перехода в особое (рефлексивное) отношение к действию. Затем осуществляются процессы: построения картины (знания) о происшедшем в действии; выявления причины затруднения и реконструкции ее появления; перестройки способа действия в зависимости от содержания причины затруднения. Завершается рефлексия возвратом в действие.
Выработка отношения к затруднению, препятствию в действии предполагает переход от действия к рефлексии - построении знания об осуществленном действии, реконструкции генезиса препятствия, распознавания его существенных свойств, перестройка способа действия. Однако учителю необходимо еще предотвратить стремление ученика еще и еще раз подействовать прежним способом или сократить эти попытки за счет осознания бесперспективности действия без рефлексивного его осознания.
Под рефлексивными умениями Кривых С.В. понимает:
1. Умение фиксировать затруднения.
2. Умение отделять случайные факторы затруднений от неслучайных.
3. Умение выходить в рефлексивную позицию в процессе осуществления познавательной деятельности.
4. Умение находить причину затруднения, его сущность и становление (“знание о незнании”).
5. Умение обращаться к собственному опыту и поиску в нем материала для конструирования гипотезы.
6. Умение видеть причину затруднения в недостаточности собственных способностей (проблематизация).
7. Умение строить заказ на перестройку способа действия, преобразующего индивида.
8. Умение обращаться в “культурный слой” при недостаточности собственного критериального обеспечения (освоение максимально широкого категориального аппарата).
9. Умение находить пути выхода из затруднений с коррекцией способа действия по преодолению этого затруднения.
10. Проектировочные умения по моделированию деятельности.
11. Умение осуществлять альтернативный подход, занимать различные рефлексивные позиции.
12. Умение изменять способы и направленность самоорганизации своей деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Анализ умственной деятельности предполагает знание того, какие операции необходимо выполнить, чтобы успешно справиться с заданием, каковы должны быть их конкретное содержание и последовательность выполнения. На основе анализа собственной деятельности студент должен разобраться в том, каким путем можно прийти к решению задачи, как найти общую стратегию решения, какие действия при этом необходимо совершить, какими мыслительными приемами пользоваться. Их анализ позволяет студенту раскрыть сам метод решения задачи, “технологию мышления”.
Устойчивый и эффективный социальный диалог высшей школы и сферы труда при проектировании и реализации основной образовательной программы.
Очевидно, что комплекс качеств, который определяет способность молодого специалиста – выпускника вуза быстро приобрести недостающие для работы знания и навыки, включиться в производственную деятельность и в дальнейшем приобретать новые знания и навыки сообразно меняющимся требованиям времени. Большинство вузов недостаточно адекватно представляют себе требования работодателей к их выпускникам. Неудовлетворенность бизнеса качеством подготовки молодых специалистов в части специальных знаний, профессиональных навыков и личностных качеств объясняется, очевидно, не тем, что вузы не знают, что именно востребовано бизнесом, а просто не могут или не стремятся формировать соответствующие навыки и качества.
Новое в образовании:
Состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР после специального
обучения
После проведения ряда внеклассных занятий в рамках обучающего эксперимента был проведен контрольный срез краеведческих знаний учащихся по методике констатирующего эксперимента. 1 этап: наблюдение за деятельностью детей во внеклассной работе. При проведении внеклассных мероприятий с использованием к ...
Виды декоративно – прикладного искусства
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в ...
Процесс и основные результаты
опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем
нравственных ценностей у
старшеклассников
Опытно-экспериментальную работу мы рассматриваем как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось: изучить со ...