Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 5

Рефлексии собственных действий по планированию, проектированию и решению профессиональных педагогических задач различной сложности;

Инициирования самоуправления собственным профессиональным развитием.

Умение как психологическое понятие исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. К примеру,

В.А. Петровский определяет умение как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

В.А. Крутецкий рассматривает умения как способ применения знаний в практической деятельности;

К.К. Платонов трактует умение как совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающую возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях.

Реальные представления о профессиональных умениях студентов складываются не только из стандартизированной образовательной базы, но и из документально определенного функционала специалистов - практиков.

Очевидно, что приобрести практические компетенции только в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно. Для этого должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие приоритетное включение студентов в некую активную или инициирующую активность, самостоятельность, рефлексивную позицию деятельность. Деятельность, отвечающая указанным признакам, организуется в процессе прохождения студентом учебной, производственной, стажерской и иных видов практики.

Поэтому проектирование профессиональных умений студента требует деятельностного подхода в сочетании с социально – системным основанием практической деятельности студентов.

Именно сочетание практической, управленческой и исследовательской деятельности, которую должен освоить студент, предъявляет особые требования к организации и проведению практики.

Практика рассматривается рядом исследователей (О.А. Абдулина, Е.П. Белозерцев, В.П. Горленко, В.С. Морозова, В.К. Розов) в качестве интегрирующего и стержневого компонента профессионального становления студента. Она является связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной работой студентов. Практика, по мнению В.В. Краевского, - это прежде всего процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Анализ различных нормативных документов и учебно-методических материалов, посвященных профессиональной подготовке социального педагога, позволил выделить цель практики: овладение профессиональными умениями на уровне, соответствующем избранной квалификации.

Однако данная формулировка цели требует уточнения, так как подготовить на сегодняшний день выпускника высокой квалификации - это далеко не все. Ситуация, которую переживает российское общество, характеризующаяся кризисными явлениями в экономике, социальном строительстве, культурной и ценностно-ориентационной сферах, ставит перед системой среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста не только профессионально компетентного и конкурентоспособного, но и гуманистически ориентированного, обладающего рефлексивной потребностью, рефлексивной мотивацией, и стремящегося к осмыслению происходящего в профессиональном поле.

Эта задача может быть решена только в рамках новой гуманистической парадигмы образования. Основные методологические положения этой парадигмы, по мнению Вербицкого, сводятся к следующему: в основе практического познания и освоения мира, профессии, опыта лежит квазипрофессиональная деятельность, характеризующаяся положениями теории преобразующей практики, которая опирается на науки о человеке и обществе (психологию, педагогику, социологию), социальное проектирование, менеджмент; в выборе решений, принимаемых в квазипрофессиональной деятельности, студент должен опираться на нравственные общечеловеческие нормы и профессиональные умения, не разграничивая их, а интегрируя и обобщая всю информационную базу по возникшей профессиональной задаче.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Компетентностный подход к образованию
В настоящее время в образовании компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «ключевые компетентности» выступает в качестве ц ...

Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей ...

Возрастные особенности развития учащихся в начальной школе
Младший школьный возраст обычно означает период с 6-7 до 10—11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребе ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru