Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 3

Сфера образования, образовательный процесс и профессиональная деятельность являются тремя основаниями для развития профессиональной системы в целом и становления профессиональных умений студентов, в частности.

Н.Ф.Талызина определяет "три основные узла" процесса профессиональной подготовки студента - цель подготовки (для чего учить ?), содержание (чему учить?), принципы организации (как учить?), где цель является первоочередным звеном всей модели профессиональной подготовки. Вместе с тем, мы разделяем позицию Е.П. Белозерцева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина о том, что в профессиональной деятельности часто очень трудно разделить личностные и профессиональные начала, т.к. педагогические знания и педагогическая деятельность существуют как личностные знания и индивидуальная самостоятельная деятельность. https://www.deznet.ru ширмы медицинские.

Профессиональные характеристики студента и будущего педагога включают не только знания и умения, необходимые для реализации основных функций в пофессиональной деятельности, но и, прежде всего, ценностные ориентации, профессиональная мотивация направленность. Рефлексия таких характеристик самим студентом формирует базис развития профессиональных умений. Именно рефлексивно-смысловая деятельность, будучи основой профессиональной деятельности, обеспечивает реализацию главной потребности человека - быть личностью саморазвивающейся, и самосовершенствующейся, уметь гармонизировать собственные потребности и жизнь.

Ряд ученых, в частности А.Д. Марков, полагает, что развитие личности студента - будущего педагога должно строиться на принципах "профессиографии". Под профессиограммой специалиста понимается модель выпускника профессионального учебного заведения, выстроенная на базе квалификационной характеристики специальности.

Хотя понятие профессиографии представлено весьма широко, включает профессионально-педагогические характеристики - цели обучения, структура, сроки, формы, объем знаний и умений и профессионально-технические - сфера деятельности, средства труда, профессиональные знания и имеет много достоинств, однако, нельзя не отметить, что такая трактовка схемы подготовки будущего специалиста с точки зрения его профессионального становления имеет много противоречий из-за схематизма, обобщенного, абстрактного представления о профессии.

Именно этот схематизм не дает возможность в профессиограмме, какой бы детализированной она ни была, иерархиизировать профессиональные умения по методологическим признакам с последующим определением конкретных средств образовательного и воспитательного процесса, применение которых обеспечит формирование этих профессиональных умений.

Несколько другой подход к проектированию профессионального становления складывается там, где приоритет отдается профессиональной направленности личности - идейно-нравственной, профессионально-педагогической, познавательной. Ученые утверждают, что если сосредоточиться на других качествах личности, то за чертой внимания останутся главные профессиональные признаки - умения и усложнится раскрытие специфики профессиональной деятельности, она становится излишне закамуфлированной.

Очень похожая точка зрения высказывается в работах В.П. Беспалько. Автор отдает приоритет профессиональной деятельности "ремесленника", а свойства личности опосредует через технологию работы профессионально - деятельностного и операционально-исполнительного функционирования.

В нашем понимании (вслед за И.А. Колесниковой и Н.К. Сергеевым) подготовка студента предполагает не только развитие умений профессиональной деятельности, но и не допускает отчуждения целостных личностных свойств с использованием собственной уникальности при решении профессиональных задач различного содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников
Опытно-экспериментальную работу мы рассматриваем как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось: изучить со ...

Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку психического развития
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность дви ...

Девиантное поведение несовершеннолетних
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры ил ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru