Е.А Климов отмечает, что профессионал представляет себе образ продукта как результата деятельности. Деятельность удерживает в сознании профессионал и обученный профессии, повышающий профессиональную квалификацию.
Приведем категориально-понятийный ряд категории «профессионализм» в виде таблицы с указанием имен ученых, занимавшихся научным обоснованием понятийного ряда. Таблица 1 - Категориально-понятийный ряд профессионализма
Термин |
Автор |
Профессионализм |
В.В. Буткович, Т.А. Венедиктова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.А. Машин, А.К. Маркова, И.И. Продемов А.В. Солоисин, Е.Н. Старкова |
Профессиональная компетентность |
В.С. Калита, М.Н. Кариетова, Н.Е. Костылева |
Профессиональное мастерство |
Н.К. Бавланова, А.А. Деркач |
Квалификация |
И.О. Котнярова |
Профессионализация |
В.А. Машин |
Профессиональное становление |
А.Р. Фонарев |
Профессиональное самоопределение |
Т.В. Кудрявцев |
Профессиональное мышление |
М.Н. Кашапов |
Профессиональная пригодность |
М.О. Калашников, Т.А Воробьева |
Суммируя смыслы формулировок, предлагающихся различными авторами, определим обозначенные понятия:
Профессионализм: включение личностью в себя интересных свойств, таких как профессиональная компетентность, нравственная инициатива и мастерство.
- устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность личности к саморазвитию и самокоррекции.
Профессиональная готовность: интеграционное личностное образование, включает профессиональную направленность, профессионально важные качества, знания и умения. Компоненты профессиональной готовности: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный.
Профессиональная направленность: целостное многогранное свойство личности, включает два компонента: праксический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный.
Профессиональная компетентность:
а) интеграционное количество специалиста, включает уровни овладения умениями, знаниями, практическим опытом.
б) индивидуально- психологическое образование, включает ЗУНы, ПВК, психологическую готовность.
Профессионально - педагогическая квалификация: интеграционная способность личности, обеспечивает возможность каждого педагога выполнять профессиональные функции и включает профессиональную компетентность, педагогическую нравственность, инициативность и педагогическое мастерство.
В то же время существуют различия в трактовке терминов разными авторами:
так, Н.К. Бакланова и А.А. Деркач профессионализм включают как составную часть в мастерство; В.В. Букевич и И.И. Проданов считают, что понятие профессионализм шире, чем мастерство.
Ряд авторов считает, что профессионализм и педагогическая компетентность могут использоваться в качестве синонимов. С этой позиции формирование педагогической компетентности (профессионализма) идет по трем направлениям: изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения; изменение личности субъекта; изменение соответственных компонентов установки субъекта деятельности по отношению к объекту деятельности.
Н.К. Бакланова высказывает мнение, что необходимыми и достаточными условиями становления профессионального мастерства является профессиональная направленность, творческое профессиональное мышление и профессиональное самосохранение специалиста.
Большинство исследователей сходятся на том, что основной чертой профессиональной компетентности является степень развития профессионального мышления. Данный показатель предлагается использовать и как критерий сформированности профессиональной компетентности.
Однако анализ работ указанных авторов не дает полного представления о соотносимости понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность (компетенция)» с понятием «профессиональное умение».
Под профессиональным умением понимается умение решать профессиональные задачи различной направленности и содержания. Различия направленности профессиональных задач обусловлены различием целей, содержания, инструментария и субъектной позиции участников педагогического процесса. Различие содержания профессиональных задач детерминируется целями институционального свойства (целями образовательного учреждения, педагогического коллектива, ближайшего окружения субъекта образовательного процесса и пр.). Поэтому профессиональное умение в контексте нашего исследования рассматривается как базовая основа профессионализма будущего специалиста и нынешнего студента.
Новое в образовании:
Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с
общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...
Сергиевопосадская игрушка
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке проходила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, богородские медведи, кони, различные матрешки, и др. Музейные собрания народных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и в Бог ...
Методика изучения прямой и обратной пропорциональной зависимости
Введение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости является важным шагом на пути к введению понятия функциональной зависимости и в дальнейшем к изучению линейной и обратной функций. Используя на практике индуктивный подход и знания о пропорции, полученные учениками, преподаватель на не ...