У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Н.Ю. Борякова отмечает несовершенство мелкой моторики рук, недостатки межанализаторного синтеза, что затрудняет становление графомоторных и других навыков и является препятствием к успешному обучению.
Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности или явления органической поврежденности подкорковых и корковых структур при более тяжелых формах ЗПР. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе и детей с ЗПР, является сохранение и укрепление их здоровья. Так, Е.М. Мастюкова указывает на то, что одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития, нарушений в состоянии здоровья дошкольников с ЗПР является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания.
Одной из форм организованного обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия. В исследовании О.В. Решетняк обозначено, что согласно учебному плану дошкольного учреждения, для детей с ЗПР рекомендуется проводить в неделю 2 физкультурных занятия, 1 занятие ритмикой. Исследования Т.Ю. Логвиной (2000) показали, что для положительного физического развития наиболее благоприятен режим двигательной активности, при котором на физкультурные занятия должно отводиться 2,5 часа в неделю. Исходя из вышеуказанных данных, занятия по физической культуре с детьми ЗПР следует проводить 3 раза в неделю, одно из них - на свежем воздухе.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные органические поражения головного мозга полиэтиологического характера, в связи с этим, у дошкольников с данным отклонением в развитии наблюдается нервное истощение, которое проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, отказе от выполнения начатой деятельности. Учитывая эти факты, длительность занятий для детей старшего дошкольного возраста составляет 20-25 минут. Главное в занятиях – чередовать работу с отдыхом. Занятия по физическому воспитанию должны иметь определенную последовательность во времени, сменяемость одного этапа другим.
Утренняя гимнастикаявляется одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Корригирующая гимнастика включает в себя специально подобранные упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития, как считает Е.М.Мастюкова. Подбираются упражнения в зависимости от видов двигательных нарушений, состояния здоровья детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей. Корригирующая гимнастика может включать 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется 3-4 раза. Также включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения. Во время организации гимнастики необходимо музыкальное сопровождение.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака в течение 8-10 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1-2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин.
Физкультминуткапроводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.), главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений, стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Новое в образовании:
Определение уровня двигательной активности у детей с задержкой психического
развития на основе наблюдения
С целью определения уровней двигательной активности у детей с задержкой психического развития, проводилось изучение методической литературы (М. А. Руновой) и наблюдение за детьми. Наблюдение с хронометражем проводилось с 12.03.2012г по16.03.2012г за детьми ежедневно с 8 утра до 19 вечера, с целью в ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью. Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром. Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга. По мнению ...
Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической
литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...