Возможности внеурочной деятельности ознакомления с окружающим миром для развития теоретического мышления младших школьников

Педагогика и воспитание » Развитие теоретического мышления младших школьников » Возможности внеурочной деятельности ознакомления с окружающим миром для развития теоретического мышления младших школьников

Страница 3

а) найдите среди растений дерево, рассмотрите ствол, определите его цвет, форму, сравните объем стволов разных деревьев, сосчитайте, сколько крупных ветвей отходит от ствола;

б) найдите среди растений кустарники, постарайтесь определить, чем они отличаются от деревьев, назовите особенности внешнего вида, которыми отличаются все кустарники;

в) найдите среди растений травы, сравните их с деревьями и кустарниками: чем они похожи и чем различаются, какие органы есть у трав.

Правило четвертое. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов — слух, вкус, обоняние.

Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами; вспомнить, какие летние звуки природы сейчас исчезли; сравнить запахи разных грибов, попробовать на вкус ягоды рябины. Использование разных ощущений позволит ученику дать более полную характеристику объекта. Разные анализаторы можно использовать в самых неожиданных ситуациях. Так, во время экскурсии по городу (селу) дети отвечают на вопросы: «Какие звуки города (села) вы слышите?», «Одинаковы ли запахи, которые мы почувствовали в лесу и на автомагистрали?», «Каков вкус сладостей, фруктов, пряностей?», «Каков на ощупьэтот предмет?» и т. п.

Использование разнообразных органов чувств во время наблюдений поможет школьникам обогатить и характеристику социальных объектов, например труда людей.

В четвертом классе большое значение приобретают методы самонаблюдения и взаимонаблюдения. Это связано, например, с изучением особенностей своего организма, умением чувствовать свое состояние, по возможности корректировать его. Обязательными становятся практические работы, построенные на самонаблюдении: «Послушаем, как бьется сердце, поднимается и опускается грудь при дыхании», «Рассмотрим цвет глаз друг у друга», «Определим пульс», «Измерим рост и вес» и др.

Конечно, расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путем. Если на первом этапе обучения (в первом–втором классе) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта («сначала обратим внимание на это . теперь ответим на этот вопрос . что нужно сделать, чтобы увидеть вот это . и т. д.), то в 3–4 классах начальной школы инициатива все больше и больше передается детям.

Школьники учатся самостоятельно составлять план наблюдения за объектом, выстраивать последовательность своих действий.

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область теоретического мышления, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, гуманизма, интернационализма.

Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.

Младший школьник легче воспринимает учебный материал, включающий конкретные, наглядные факты. Конечно, для ребенка этого возраста отбираются только доступные, интересные и особенно динамичные факты, и их общее число не так велико. По мере развития ребенка, формирования его логического мышления число фактов о явлениях окружающего мира увеличивается.

Напомним еще раз о специфичности окружающего мира как области изучения. Все его аспекты (мир вещей, природа, человек, общество) связаны между собой, поэтому отбор такого элемента знания, как связь, был особенно важен. Именно это позволило авторам курса не только сохранить своеобразие изучаемой области знаний, но и создать условия для успешного развития младшего школьника, потому что понимание и выделение связей в окружающей действительности способствует формированию теоретического мышления.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Методика обучения общеразвивающим упражнениям на разных возрастных этапах
Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты: 1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений. 2. Раздача пособий. 3. Способы подачи упражнений. 4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений. На первом этапе об ...

Особенности воспитания в семье
Особенные, специальные условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже с рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение к ребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего развития. К сожалению, в некоторых семьях ...

Роль и место групповой работы в учебной деятельности
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлени ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru