Социально-экономические реформы в стране обусловили необходимость дальнейшего совершенствования школьного образования. Значительное увеличение потоков информации в современном мире затрудняет оперативное обновление содержания школьных учебных программ адекватно темпам освоения научного знания. Особое внимание в реформировании системы образования уделяется начальной школе, так как в начальном звене закладывается интеллектуальный потенциал ученика, развиваются познавательные интересы и учебная активность (Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин, и др.).
Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для развития личности, ее сущностных сил. Л.И. Божович, A.A. Люблинская, Л.М. Фридман и др. подчеркивают особую значимость создания благоприятного социально-психологического климата, позволяющего ребенку быстро усвоить первичные школьные требования и активно включиться в процесс получения знаний. Н.Ф. Талызина, H.A. Менчинская, М.И. Махмутов и др. указывают на то, что одной из главных причин, порождающих неуспеваемость, неуспешность ребенка в коллективе сверстников, является неумение учиться. Научить ребенка учиться самостоятельно, исследовать познаваемое явление, т.е. сделать его субъектом собственного образования, возможно лишь в том случае, если с начальной ступени школы развивать у него способности к самостоятельному теоретическому познанию.
Правильно организованная в начальном звене школы учебная деятельность, освоение системы теоретических понятий и ряд других очень важных условий способствуют развитию теоретического мышления, требующего от человека ориентации не только на содержание, но и на форму построения «идеальных продуктов» (Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, А.З. Зак, С.Э. Ковалев, Л.К. Максимов, М.А. Холодная и др.). Изучению закономерностей функционирования эмпирического и теоретического мышления посвящены работы P.A. Атаханова, В.В. Белич, Х.Ж. Танеева, Л.С. Якуповой и др. А.Б. Воронцов, В.А. Гуружапов, О.С. Островерх, Б.Д. Эльконин и др. указывают на значимость психолого-педагогической диагностики и построения индивидуальных образовательных траекторий движения каждого ребенка в начальном звене общеобразовательной школы, систематического отслеживания уровня развития младших школьников (в том числе теоретического мышления).
Цель заключается в теоретическом обосновании и технологическом обеспечении процесса развития теоретического мышления младших школьников.
Объект: теоретическое мышление младшего школьника.
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром.
В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи:
1. Интерпретировать понятие теоретическое мышление на основе анализа психолого-педагогической литературы и раскрыть возможности традиционной и развивающих систем обучения для его развития у младших школьников.
2. Сконструировать и обосновать модель развития теоретического мышления учащихся начальной школы системы развивающего обучения.
3. Разработать, экспериментально проверить эффективность технологии реализации модели развития теоретического мышления, направленной на усвоение младшими школьниками генезиса изучаемых понятий.
4. Обосновать педагогические условия, способствующие развитию теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром.
Новое в образовании:
Средства развития познавательного интереса школьников
на уроках алгебры
У учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Источниками возникновения познавательного интереса у учащихся являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обуче ...
Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа. Младший дошкольный возраст В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за друг ...
Памятка для школьника по организации и планированию процессов
изготовления изделий на занятиях в учебных мастерских
1. Определи, каким должно быть изделие, которое будешь изготавливать. Для этого внимательно изучи чертеж или образец изделия, а также технические требования на его изготовление. 2. Выбери материал для будущего изделия. Рассчитай размеры заготовки. Припуски на обработку должны быть минимальными, но ...