Наблюдения в уголке природы: птицы, рыбы, растения, белка, еж, насекомые и др.
Экскурсии: по школе; на перекресток; в библиотеку (познакомимся с книгами сказок), «Золотая осень (сентябрь — первый месяц осени)», «Труд человека осенью»; на хлебозавод, в пекарню (с учетом местных условий); в учреждение быта, культуры, на предприятие (с учетом местных условий); «Октябрь уж наступил»; «Родной город (село)»; «Ноябрь — зиме родной брат»; на скотный двор (в конюшню, в птичник) (с учетом местных условий); «Растения зимой»; в краеведческий музей (народная игрушка) — «Март капельник». Лучшие отбеливатели для белого и цветного белья www.informphoto.ru.
Целевые прогулки: на стадион, в спортивный зал, в бассейн, «О чем рассказывают вывески»; «На встречу с насекомыми (весна)»; «Звуки весны», «Ледоход», «Как молоком облитые, стоят сады вишневые».
2 класс
Наблюдения в уголке природы: развитие растения из семени (черенка, листа), сравнение растений по форме, цвету, величине листьев (цветков).
Экскурсии: в медицинский кабинет; «Родной город (село)»; в краеведческий (художественный, исторический, биологический) музей; в компьютерный класс; «Лес — многоэтажный дом»; в столярную мастерскую, в художественный салон (изделия из дерева); на водоем, луг, поле (огород, сад).
Целевые прогулки: на реку, пруд («моржи»); «Лес и его обитатели»; «Знакомые незнакомцы (растения вокруг нас)», в зоопарк (животные леса); голоса птиц.
3 класс
Наблюдения в уголке природы: представители разных видов растений; развитие молодых растений, выращенных разными способами; жизнь животных в инсектарии, террариуме; сравнение животных — обитателей уголка природы (по движениям, питанию, условиям жизни); поведение животных в условиях выработанного условного рефлекса — у рыб (птиц), зверей (например, питание по звуку колокольчика).
Экскурсии: в планетарий; в краеведческий (исторический) музей (история нашего края); на водоем; «Растения нашего края»; «Животные нашего края», «Труд людей родного края».
Целевые прогулки: на обрывистый берег реки (оврага) — верхний слой земли; почва; разнообразие растений (сбор материала для гербария); старинные улицы (здания) нашего города.
4 класс
Экскурсии: в краеведческий (исторический, художественный) музей; дом музей известного художника, писателя, композитора (с учетом местных условий); в городскую библиотеку.
Целевые прогулки: «Учебные заведения нашего города», «Архитектура нашего города»; «Театры нашего города» (с учетом местных условий).
Существенная часть наблюдений проводится в уголке природы (или в школьном биологическом кабинете). Подобные наблюдения являются очень важной формой развития чувственного опыта детей.
Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить определенные правила.
Правило первое. Четко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Например, дети рассматривают живые объекты (щенка, рыб, птицу). Ставится общая цель — сравнить поведение животных, выделить в нем общее, ответить на вопрос: «Что в поведении животного говорит о том, что оно — живое существо?» Затем цель конкретизируется: понаблюдать за движениями этих животных, определить их характер; ответить на вопросы: «Как питаются эти животные?», «Одинаково ли реагируют на речь человека?», «Можно ли приучить этих животных выполнять команды человека?».
Правило второе. Создать условия для более результативного наблюдения. Необходимо заранее продумать место проведения наблюдения, расположение объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещен и т. п.
Правило третье. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения. Например, на экскурсии в лес учитель предлагает такой план рассмотрения деревьев, кустарников, трав:
Новое в образовании:
Виды мышления
Система приемов и способов умственной деятельности помогает учащимся обнаружить, выделить, объединить существенные признаки изучаемых предметов и явлений. В психологии рассматривают следующие виды мышления (табл.1). Таблица 1 Организация мыслительной деятельности Виды мышления По форме наглядно-обр ...
Особенности игровой деятельности детей с умственной
отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...
Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно
коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...