В работе над произносительной стороной речи педагог обращает внимание детей на правильность воспроизведения слов, показывает образцы норм литературного произношения: вчера, а не вчерасъ, звонит, а не звонит и др., поправляет детей, которые допускают ошибки.
Совершенствование речевого слуха осуществляется во время заучивания стихотворений, потешек, считалок. Воспитатель обращает внимание дошкольников на используемые им интонационные средства выразительности, учит правильно пользоваться ими. Предлагая загадки, он приучает детей не только внимательно вслушиваться в речь говорящих, узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует их в качестве упражнений для развития фонематического восприятия, то есть умения слышать определенный звук в слове-отгадке, выделять его среди других звуков, близких по произношению или звучанию.
На занятиях в старших группах продолжается работа по совершенствованию голосового аппарата детей. Проговаривание чистоговорок помогает не только закреплять звуки, но и отрабатывать дикцию, скорость и громкость речи. При заучивании стихотворений дети осваивают интонационные тонкости языка (читают стихотворения по ролям). Работа по совершенствованию интонационных средств выразительности проводится как на занятиях по развитию речи, так и в процессе ознакомления с художественной литературой, при пересказах.
В старшей группе воспитатель продолжает развивать у детей речевое дыхание: дает задания на протяжное произнесение гласных и фрикативных звуков, различных (по количеству слов) фраз на одном выдохе, а также подготовительные упражнения на поддувание.
Как решаются задачи воспитания разных сторон звуковой культуры речи в процессе работы над дифференциацией звуков, показан на примере фрагмента занятия.
Пример занятия:
Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш]; учить детей различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие фонематического восприятия, речевого дыхания.)
Наглядный материал: игрушки или картинки, в названии которых есть звуки [с] или [ш]: машина, автобус, слон, собака, мишка и пр.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает вспомнить, как свистит воздух, когда накачивают велосипедную шину, как шелестят листья на деревьях: протяжно произносит звуки [с] и [ш]. Просит детей повторить эти звуки (групповые и индивидуальные ответы). Затем попеременно произносит то звук [с], то звук [ш], прикрывая нижнюю часть лица листом бумаги.
Воспитатель: Когда я произнесу звук [с], поднимите руку, когда звук [ш], хлопайте в ладоши.
Затем педагог произносит различные звукоподражания и по очереди спрашивает детей, например: Шшш. Вова, что это? (Шелестят листья на деревьях.)
Воспитатель расставляет на столе игрушки (картинки), в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Показывая игрушку (машину или автобус), педагог предлагает назвать ее, выделяя знакомый звук ([с] или [ш]). Спрашивает, какой звук есть в этом слове: [с] или [ш]. Затем предлагает найти и положить рядом с автобусом игрушки, в названии которых есть звук [с], а рядом с машиной - игрушки, в названии которых есть звук [ш] (вызывает по одному ребенку остальные следят за выполнением задания и исправляют ошибочные ответы).
Воспитатель: Назовите имена мальчиков или девочек со звуком [с] (Саша, Костя, Соня и др.), со звуком [ш] (Маша, Миша, Алеша, Шура и др.)
Педагог предлагает детям внимательно послушать потешку и выделить в ней сначала слова со звуком [с], затем со звуком [ш] (читает дважды).
Как у нашего кота
Шуба очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
(Русская народная песенка)
К моменту поступления в подготовительную группу (от шести до семи лет) у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко - слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности.
Новое в образовании:
Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии
В развитии гендерных исследований на Западе условно можно выделить три этапа. Первый этап (примерные временные границы — 70-е годы) — это период появления первых гендерно ориентированных научных работ, связанных с интенсивным развитием на Западе феминистского движения либеральной ориентации. Либера ...
Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку
психического развития
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность дви ...
Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы в специальной
школе VII вида
Решая образовательно-воспитательные задачи краеведческого образования в специальной школе VII вида, необходимо учитывать особенности детей с ЗПР и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса. На внеклассных занятиях по краеведению коррекционно-развивающие задачи определяются ...