В дошкольном возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий. Однако, его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.
Следует отметить, что при обследовании речи ребенка, надо предлагать ему такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.
Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи "инпута" (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка.
Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками. Можно достаточно широко варьировать картинный материал, предлагаемый ребенку при обследовании, включая в него дополнительные задания по другим звукам. Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста - 10-15 минут. Мы рекомендуется превышать это время, даже если кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок.
При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать: состояние словарного запаса ребенка, наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, усечений окончаний слов и характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.
Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется.
Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление:
1) Типы нарушения произношения.
2) Уровня фонематического восприятия.
3) Уровня сформированности языкового анализа и синтеза.
Обследование у дошкольников звуковой стороны речи.
Прежде чем начать обследование звуковой стороны речи у дошкольников (звукопроизношение), необходимо рассмотреть ее специфику:
1) Следует разграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка.
2) При обследовании речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий.
нарушение речь произношение ребенок
Таким образом, современный дидактический материал для обследования речи у дошкольников, должен соответствовать целому ряду методических требований:
1) Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза.
2) Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и "находят" нужное слово.
3) Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым.
4) Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме.
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную, стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
В возрасте до пяти лет, причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата. Недостаточно развиты центры, управляющим речевспринемающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат. Так же, следует отметить возрастные и функциональные несовершенства речи детей. После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, и отсутствуем надлежащего воспитания.
Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется двумя способами называния звука:
1) В изолированном произнесении.
2) В составе слова в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных).
При отборе слов для проведения диагностики в составе слова, следует обратить особое внимание на доступность слова пониманию детей, позицию стечения согласных/гласных в слове (позиция в начале, середине и конце слова) и состояние словарного запаса ребенка.
Так, например, слова можно сгруппировать в последовательности:
1) Гласные звуки: [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
2) Согласные звуки:
губно-губные взрывные [п], [б],
переднеязычные взрывные [т], [д],
заднеязычные взрывные [к], [г],
губно-зубные фрикативные [ф], [в],
переднеязычные фрикативные [с], [з], [ш], [ж], [щ];
заднеязычные фрикативные [х],
аффрикаты [ц], [ч];
сонорные носовые [м], [н],
сонорные ротовые [л], [р], [р'].
Таким образом, выявляется умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность, построение предложений, правильное употребления простых предлогов, согласование членов предложения в роде, числе и падеже.
Обследование в составе слова дает общую картину об ошибках речи. Для детальной диагностики фонетических ошибок используется обследование в изолированном произношении.
1) При повторении одного слова выявляются ошибки звуко-слоговой структуры слова. Так, например, выявляется нарушение сочетания гласных:
Зря - сря, дождь - дощь, мишка - миска.
2) В случае выявления звуко-слоговых ошибок, используется изолированное проговаривание звука:
Кукла плачет: а-а-а.
Поезд гудит: у-у-у.
Собачка рычит: р-р-р.
Заблудились в лесу: ау.
3) Таким образом, выявляются ошибки артикуляционной моторики:
1) Наличие или отсутствие движений.
2) Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).
3) Объем движений (полный, неполный).
4) Способность к переключению от одного движения к другому.
5) Замены движений.
6) Добавочные и лишние движения (синкинезия).
7) Наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность.
Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.
Классификация картинок.
I класс - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (картинки: нога, рука, муха).
II класс - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (картинки: волосы, корова, машина).
III класс - односложные слова, состоящие из закрытого слога (картинки: кот, нос, дом).
IV класс - двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого (картинки: филин, кефир, жираф).
V класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова (картинки: масло, листья, коньки).
VI класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (картинки: дельфин, кактус, кровать).
VII класс - трехсложные слова с закрытым слогом (картинки: самолет, пирожок, чемодан).
VIII класс - трехсложные слова со стечением согласных (картинки: облако, иголка, подушка).
IX класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (картинки: автобус, карандаш, виноград).
X класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (картинки: игрушки, кисточка, морковка).
XI класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (картинки: джип, стол, ключ).
XII класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных (картинки: птичка, спичка, гвозди).
XIII класс - четырехсложные слова из открытых слогов (картинки: пуговица, черепаха, гусеница).
Новое в образовании:
Детские игровые площадки под открытым небом
Детские игровые площадки занимают активное участие в комплексных программах развития инфраструктуры любого города. Элементы игровых конструкций, оборудование и сопутствующие работы формируются в зависимости от того на какой возраст ориентированы площадки, месторасположение в городе, климатические у ...
Игры, направленные на развитие памяти и внимания
«Вызови по имени». Дети, предварительно разбившись на две команды, бегают, прыгают в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч бол ...
Исследование уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе проведенных исследований. Тестирование было направлено на выявление уровня развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации) детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств. Проведен ...