Психологическая структура учебной деятельности определяется как целостное единство учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Психологическая структура учебной деятельности состоит из пяти функциональных блоков учебно-важных качеств:
1) личностно-мотивационного;
2) принятия учебной задачи;
3) представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности;
4) информационной основы деятельности;
5) управления деятельностью.
Д.Б. Эльконин в структуру учебной деятельности включает:
1) учебную цель;
2) учебные действия;
3) действия контроля процесса усвоения;
4) действия оценки степени усвоения.
В.В. Давыдов предлагает следующую структуру учебнойдеятеьности:
1) учебные ситуации (задачи);
2) учебные действия;
3) действия контроля и оценки.
По Т.В. Габай, учебная деятельность –это совместная деятельность педагога и учащегося, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого, т.е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения. Учебная деятельность состоит из основной (учение) и подготовительной (обучение) подсистем.
В работах И.И. Ильясова структура учебной деятельности представлена следующим образом: учебный вузовский знание оценивание
1) действия уяснения содержания учебного материала;
2) действия обработки учебного материала;
3) действия контроля.
По Б. А. Сосновскому, учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:
1) учебные ситуации и задачи – наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
3) контроль – соотношение действия и его результата с заданными образцами;
4) оценка – фиксация качества результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем
Учебная задача представляет собой определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
Новое в образовании:
Новообразование – «Я сам»
Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимос ...
Методика изучения прямой и обратной пропорциональной зависимости
Введение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости является важным шагом на пути к введению понятия функциональной зависимости и в дальнейшем к изучению линейной и обратной функций. Используя на практике индуктивный подход и знания о пропорции, полученные учениками, преподаватель на не ...
Определение понятия «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, психологическом значении этот термин можно определить как со ...