Таким образом, особенности проявлений и протекания старшего подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественном положении в мире взрослых. Есть основания утверждать, что в таких областях как: половое развитие, обеспечение жизнестойкости (иммунитета), развитие интеллекта, развитие личности, развитие самосознания подросток соизмерим со взрослым, но не равен.
Социально – педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков
Социально – педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.
Социально – педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а так же путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Профилактика зависимого поведения детей и подростков – это социально – педагогическая направленная на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, а так же развитие психологических навыков, необходимых в решении различных жизненных проблем.
Социально – педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
1. Комплектность – согласованность взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.
2. Диффекренцированность - учет возраста учеников и степень их вовлечения в ситуацию зависимости при постановке целей и задач работы.
3. Нравственная направленность – ориентация на общечеловеческие ценности и нормы поведения.
4. Многоаспектность – направленность работы на разные аспекты: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический – направленный на формирование устойчивости к возникновению зависимостей; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о различных последствиях злоупотребления ПАВ.
5. Последовательность (этапность).
6. Легитимность – создание правовой базы антиалкогольной профилактической деятельности.
7. Конфиденциальность.
Знание принципов профилактической работы является важной частью общих профессиональных знаний социального педагога школы.
Целью социально – педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Первый фактор – индивидуально – психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психической развитие подростка.
Второй фактор – индивидуально – соматический – предполагает наличие у подростка, склонного к алкоголизму наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор – социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.
Новое в образовании:
Коммуникативная компетентность как объект психологического исследования
Вне всякого сомнения, коммуникативная компетентность – одна из ведущих характеристик личности. Являясь составной частью общей социальной компетентности, она представляет собой многоплановую способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Содержание этого понятия разл ...
Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо прежде всего показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создаетс ...
Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии
«Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...