Немецкий психолог Левин сделал следующий важный шаг в анализе причин конфликтного типа развития подростков. Он констатировал, что в обществе существуют как самостоятельные: группа взрослых и группа детей. Каждая из которых обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, так как он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.
Выготский Л.С. полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса».
Как показывают результаты исследования, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики и т.д.
В подростковом возрасте происходят серьезные изменения в жизни и деятельности подростка, что в свою очередь приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. В подростковом возрасте меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе. Подростку начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости и апатии.
Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении, сто влечет за собой социально – психические проблемы воспитания. Половое созревание у девочек и мальчиков завершается в среднем в 12 – 14 лет. Половое развитие – это не только развитие тела, физиологии, но и развитие полноценного поведения, релевантного возможностям тела. Полное равенство в этой сфере наступит в следующих возрастных периодах – юности и перовой взрослости.
На начало возраста полового созревания приходится еще два резких скачка на уровне функционирования анатомно – физиологических структур человека. Один из этих скачков происходит в иммунной системе. К 12 годам включается так называемая «взрослая» система иммунитета, основанная на своих принципах. Необходимо отметить, что и здесь полное равенство подростка и взрослого с точки зрения функционирования иммунной системы, понимаемой как системы обеспечения жизнестойкости человека, наступит в следующие возрастные периоды.
Есть важный параметр интеллектуального развития человека, по которому именно подросток в 12 – 15 лет становится соизмерим со взрослым. Речь идет о составе логических операций человеческого мышления. Как доказал швейцарский психолог Жан Пиаже – необходимо различать детскую и взрослую логику мышления. По мнению Пиаже с точки зрения операционально – логического состава мышления подросток и взрослый человек равны.
Новое в образовании:
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной
и экспериментальной группах
При анализе результатов констатирующего и контрольного экспериментов, выявилось, что при производственной деятельности (тест «Рукавички») коммуникативные навыки проявляются гораздо выше, чем в ситуациях непосредственного общения («Незавершенная сказка»). Предполагаем, что это связано с тем, что пер ...
Психолого-педагогическое обоснование использования ресурсов
В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронн ...
Использование новых информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получ ...