Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков

Страница 2

Общими для всех подростков независимо от различий в их социализации являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, то есть достигнуть избранного образца.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу подросткового возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.

Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если к этому периоду возникают относительно постоянные личностные интересы, устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщяемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня. (Христоматия)

Особую значимость профилактика алкогольной зависимости у подростков приобретает в связи с кризисностью данного периода развития и с тем, что именно в это время начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одним из важнейших направлений профилактического воздействия. При этом за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте еще не стоят, как правило, какие либо конкретные действия, или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поэтому очевидно, что подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.

Современный подросток представляет собой явление незнакомое и требующее изучения. Каждое новое поколение обладает своей особенностью, так как воспитывается в специфических социальных условиях. Кризисные явления в политике, экономике, в сфере отношений, в том числе в семье, большой поток негативной информации, разрушение детской субкультуры, игровых традиций, ограничение коммуникативных связей между людьми, напряженный ритм сегодняшней жизни снижают социальную активность детей, их стремления узнавать новое, пробовать себя в различных видах деятельности. Поэтому взрослым очень важно понимать, что и в каком возрасте ребенок должен успеть и знать, что наиболее ценно для его развития.

Для подросткового возраста является характерной так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, избавлению от опеки. Эту свободу, или иллюзию свободы, дает улица. Данные исследований, проведенных в нескольких странах Европы и России, на вопрос, с кем проводить свободное время, показали – всегда на первом месте оказываются сверстники, друзья, подруги. Родители в этом занимают самое последнее место, даже после учителей.

Характерная для подросткового возраста реакция группирования связана с ярко выраженным стремлением к группированию со сверстниками. Группы могут иметь жесткую структуру или быть аморфными. Первое характерно для групп криминальной направленности, для однополых мужских групп; второе более характерно для некриминальных групп и для групп смешанных по полу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Система работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
На основе данных констатирующего этапа эксперимента мы определили, что формирующую работу по экологическому воспитанию детей среднего возраста через трудовую деятельность мы будем проводить с детьми группы № 2 - экспериментальной. Для этого мы определили направления работы с детьми: - приобщение де ...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru