Программа «Проба пера» прошла апробацию в рамках I республиканского конкурса (заняла I место в номинации «художественно-эстетическая») и IV Всероссийского конкурса (автор стал дипломантом) авторских программ дополнительного образования детей.
Основная цель литературно-творческой студии «Проба пера» – организовать дополнительное образование детей, имеющих литературные способности, содействовать развитию их творчества и их творческому росту; приобщать детей к национальной и общероссийской литературе; помочь детям, желающим научиться грамотно сочинять на русском и калмыцком языках, развить свою устную и письменную речь. Программа составлена с использованием современных учебно-методических пособий по развитию литературного творчества детей, развитию речи, углубленному изучению лексики и стилистики русского языка, этнокультурному коннотированию литературного образования (Н.М. Бадмахалгаева, Э.К. Нюденова), с опорой на использование этнокультурологического материала сопоставительного характера и дополнительной этнокультурной информации. Программа дает возможность применения самых различных форм обучения: теоретических занятий (беседы, лекции, семинары), практических занятий (групповые и индивидуальные упражнения, выполнение творческих заданий), экскурсий, встреч с интересными людьми, творческих экспедиций, мастер-классов, литературных салонов и др.
Данная программа предусматривает обучение как одаренных детей (имеющих литературные способности), так и тех, кому просто интересна работа со словом. Выполнение программы первого года обучения рассчитано на 144 часа, второго и третьего – на 216 часов, четвертого – на 72 часа. Режим занятий: в группах первого года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; в группах второго года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа; в группах третьего года обучения – 2 раза в неделю по 3 часа; в группах четвертого года обучения – 1 раз в неделю по 2 часа. Количество воспитанников в группах: первого года обучения – 12 человек, второго и третьего – от 6 до 10 человек, четвертого – от 5 до 8 человек.
Каждая тема программы относится к одному из содержательных циклов, проходящих через все ступени (года) обучения: 1. Цикл «Поэзия» - чтение стихов, вечера поэзии, знакомство с основами стихосложения и творчеством разных поэтов. 2. Цикл «Проза» - знакомство с жанрами прозы, с творчеством различных писателей. 3. Цикл «Творчество» - непосредственное сочинение стихов, рассказов, сказок и т. д., выполнение творческих заданий. 4. Цикл «Лексика и стилистика» – знакомство с основами лексики и лексикологии, с лингвистическими словарями; изучение правил стилистики. 5. Цикл «Культура и техника речи» - развитие речи; формирование навыков чистой, правильной, выразительной речи; знакомство с речевой этикой; 6. Цикл «Торскн уг» (родное слово) – этнолитература, калмыцкая проза и поэзия, «Тодо бичиг» (ясное письмо), эпос «Джангар», мастер-классы «Алтн уг» (золотое слово).
Наибольшее количество часов отводится на практические занятия (творческую работу, выполнение упражнений и различных заданий), что дает возможность воспитанникам приобрести определенные навыки в работе со словом, реализовать свой творческий потенциал. Теоретический материал вводится по принципу дидактического концентризма (с созданием этнолингвокультурологического поля), с использованием сквозных этнокультурологических тем, проходящих через весь период обучения, а также содержит этнокультурологический материал сопоставительного характера и дополнительную этнокультурную информацию (в рамках отдельных занятий).
Важное место в программе занимают литературные вечера, поэтические посиделки, беседы о поэтах и писателях, что способствует приобщению детей к литературе, воспитанию любви к книге. В качестве наглядного материала при изучении стихосложения, стилей, приемов, выразительных средств языка используются произведения классиков русской поэзии, поэтов «серебряного века», известных калмыцких поэтов и писателей, а также авторские произведения самого педагога. Большое внимание уделяется чтению и обсуждению (индивидуальному и коллективному) произведений, написанных воспитанниками, а также занятиям по развитию речи.
Новое в образовании:
Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и
понятие
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. В тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного ...
Индивидуализация и дифференциация воспитания
Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупност ...
Крестьянский быт
Бытовые условия проживания людей наложили свой отпечаток на систему культурных ценностей, в том числе и на воспитание подрастающего поколения. Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, причем у различных социальных групп в городе и деревне сложились раз ...