Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальных школ 8 вида

Педагогика и воспитание » Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной школы 8 вида » Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальных школ 8 вида

Страница 2

Опросник Снайдера состоит из 10 вопросов и оценивается по трем шкалам:

Низкий коммуникативный контроль, устойчивое поведение и нежелание меняться в зависимости от ситуации, здесь же присуща излишняя «прямолинейность».

Средний коммуникативный контроль – это искренность и не сдержанность в эмоциональных проявлениях.

Высокий коммуникативный контроль – гибкость на изменение ситуации, вхождение в любую роль и состояние предвидеть впечатление собеседника.

В итоге заполнения тестов получается наглядная картина особенностей уровня коммуникативной компетентности у испытуемых.

Таблица №1

Фамилия Имя испытуемого

1 тест

(до)

2 тест

(до)

1 тест (после)

2 тест (после)

При проведении теста на самоконтроль в общении у учащихся с нарушениями в развитии, особых проблем не возникало. Но при проведении второго теста на оценку уровня общительности всплыла проблема абстрактного мышления и воображения. В ответе на первый вопрос у многих учащихся возникал ответный вопрос: «С кем встреча?», если с друзьями, то не нервничаю, а если с учителями или директором, то волнение присутствует. Однозначный ответ «Да» возник у всех детей на восьмой вопрос о долге, но при дальнейшей беседе выяснилось, что не все напомнят об этом, здесь возникает чувство стеснения, боязни. Большинство детей в ответе на двенадцатый вопрос не хотят участвовать в разборе какой-нибудь конфликтной ситуации, объясняя это тем, что: «решайте все без меня». Так же возникла проблема с не высказыванием своего собственного мнения в ответ на мнение собеседника, боязнь быть не понятым, смешным или «неуклюжим» в общении – вот главные проблемы.

И для того, чтобы развить коммуникативную компетентность в обоих группах, мы обратились к двум ролевым играм: «Акционерное предприятие» и «Катастрофа на воздушном шаре», предложенным

Н. Козловым в книге «Лучшие психологические игры и упражнения».

«Акционерное предприятие»

Подготовительная часть

Нам необходимо организовать акционерное предприятие на острове. Здесь достаточно природных богатств, поэтому с сырьем проблем не будет. Но чтоб, обеспечить всех жителей острова всем необходимым, нужно обеспечить производство, нужно занять всех людей так, чтобы каждый мог принять участие в его работе. Акционером может быть каждый. Для этого нужно представить в учредительный фонд нечто: либо товары, либо идеи, либо деньги. При этом, чем больше будет вклад, тем больше будет процент доходов. Задача каждого из вас – до следующей вашей встречи подготовить свои реальные предложения по вашему участию в акционерном обществе. Идеальный вариант, если каждый из вас будет стремиться получить контрольный пакет акций. Как оценить в процентах ваш вклад? Зададим ситуацию следующим образом. Вы на необитаемом острове и готовитесь пожить на нем не менее года и будете обеспечивать себя и своих коллег по несчастью всем необходимым. А через год вы создадите условия, чтобы вернуться домой. Вся задача оценивается в 100%. Какую часть всей задачи вы берете на себя? Вам нужно обосновать свои требования и убедить в этом всех присутствующих. Итак, домашняя работа каждому: имея задачей в течение года прокормить и обеспечить всем необходимым экипаж потерпевшего крушение судна, находящегося на необитаемом острове, обеспечить через год возвращение на родину. Вся задача – 100%. На какие составляющие вы поделите эту общую задачу? И какую часть вы возьмете на себя?

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Выявление особенностей творческого воображения у детей с задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проводилось во 2 а и во 2 б классах средней школы №2 г. Белозерска, где обучаются нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития. Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики: 1. Методика «Несущест ...

Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
Экспериментальное исследование проводилось на базе 52 школы г. Орска. Контрольную группу составили 15 детей 3 "Б" класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 3 "А" класса. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Для исследования были использованы следующие ...

Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru