Следующим шагом в воспитании нравственных ценностей у старшеклассников в эксперименте стала организация классным руководителем социально-психологического этюда «Приручить своих драконов». Он способствует процессам самопознания, становлению нравственных ценностей личности, помогает избавиться от черт характера, мешающих определению в жизни. Цель: показать старшеклассникам, что в каждом из них наряду с положительными качествами, влияющими на нравственные ценности личности, существуют и отрицательные, названные «драконами». Этюд проводится в форме смыслоориентирующего тренинга, направленного на разрешение ценностных противоречий в личности человека. Конструирование тренинга начинается со слов А. Шопенгауэра: «Характеры бывают добрыми или злыми лишь относительно, абсолютно же добрых или злых не бывает. Различие между ними заключается в том, насколько собственная выгода предпочитается или не предпочитается чужой. Если эта пограничная линия находится посередине между тем и другим, тогда получается характер справедливый. Но у многих людей она так не пропорциональна, что на один дюйм человеколюбия приходится десять саженей эгоизма».
Проводится дискуссия по данному афоризму: Согласны ли вы с утверждением автора? Если согласны, то в чем? Если не согласны, аргументируйте свою точку зрения.
В процессе тренинговой работы учащиеся приходят к выводу о том, что для того, чтобы «приручить своих драконов», необходимо постоянно совершенствоваться, адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, мешающие в развитии нравственных ценностей. Затем учащимся предлагалось написать 5 отрицательных качеств, «драконов», которые мешают им жить. Что необходимо сделать, чтобы от них избавится? С этой целью использовалась методика «незаконченные предложения». Школьникам предлагалось завершить предложения: «Я с легкостью могу отказаться от.» «Мне не нравится в людях, когда они.». Анализ ответов 420 учащихся показал, что 74% школьников с легкостью могут отказаться от лени, грубости, невыдержанности. 68% старшеклассников отметили, что им не нравится в людях, когда они лгут, проявляют эгоизм, трусость.
Затем предлагалось выполнить групповое задание, в котором участники тренинга нашли бы в своем сообществе не менее 5 важных для них нравственных ценностных качеств в каждом участнике с тем, чтобы группа в полном составе отправилась в путешествие на планету «Добрый Дом» - в мир Добра, Гуманизма, Милосердия.
Последний этюд - «Дорога» был завершающим в тренинговой работе. Цель данного этюда: раскрыть значимость каждого человека, помочь старшеклассникам найти те ценности, которые помогут ему в дороге на планету «Добрый Дом», т.е. на планету взрослой жизни.
Аксиологическая значимость этюда «Дорога» заключена в предлагаемом старшеклассникам четверостишии О. Хайяма:
«Не теряй никогда в жизни мудрости суть, Не теряй, чтоб к добру или злобе прильнуть!
Ты - и путник, и - путь, и - привал на дороге, - Не теряй же к себе возвращения путь!»
Данный этюд характеризуется преобладанием у учащихся ценностно- ориентированной деятельности с корректирующим аспектом, развитием оценочных суждений, выбором позиции личности. Важным новообразованием является самоопределение личности, новообразованием является самоопределение личности, которое характеризуется тем, что школьники осознают себя в качестве члена общества. Учащиеся, погружаясь в себя, заново открывают новый мир нравственных ценностей, поиск своих «ценностно-смысловых жизненных оснований» (В.С. Собкин), критически переоценивают ценности. Рефлексивный метод проведения тренинга «Дорога» основывался на том, что все участники «собирают одному участнику вещи в дальнюю дорогу». В этот рюкзак складывается то, что по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т. е. те положительные ценности, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. о его отрицательных качествах, с которыми необходимо поработать, чтобы его жизнь стала приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой.
Как показывает эксперимент этот этюд сложен для учащихся в том случае, когда речь идет об отрицательных качествах человека. Но группу следует настроить на необходимость и важность этой процедуры для дальнейшей жизни, для самореализации своих возможностей. В заключении тренинга нами проводился рефлексивный анализ.
Рефлексия выражает осмысление человеком своего собственного состояния, поведения, деятельности, а также понимание внутреннего мира других людей. Обязательным для проведения рефлексии является создание эмоционального фона с доверительной обстановкой, диалоговым обменом - ценностями. Заключительный этап рефлексии был связан с корректированием тех нравственных ценностей, которые были приобретены старшеклассниками в ходе опытно-экспериментальной работы. Заключительная рефлексия была нами использована также для определения уровня воспитания нравственных ценностей школьников. С этой целью на доске помещается плакат в форме дерева «Моя воспитанность». Оно условно делится на 4 существующих в практике воспитания уровня этикета. Верхушка дерева соответствует высшему, четвертому уровню воспитанности «будь естественным» . Каждый сам определял место своему листочку на дереве. Данная работа способствует тому, чтобы старшеклассники адекватно оценили свою нравственную воспитанность.
Новое в образовании:
Анализ формирования мышления
в традиционном преподавании биологии
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); Проблемное; Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение. Педаг ...
Содержание физического воспитания детей 3—7 лет
Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». 3адачи физического воспитания многообразны. Они тесно связаны между собой, с музыкальным, эстетическим воспитанием, развитием речи и т. д. Одна из задач заключается в совершенств ...
Воспитательная система школы как фактор
воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Чтобы раскрыть деятельность классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей, необходимо представить ее в воспитательной системе школы. Раскрытие воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей учащихся, основано на использовании системного подхода. Сис ...