В ходе эксперимента нам необходимо было определить, каким образом изменялись жизненные цели учащихся, ориентированные на нравственные ценности. Из четырнадцати предложенных жизненных целей школьникам предлагалось выбрать наиболее значимые для них цели в порядке убывания важности. В эксперименте приняло участие 167 старшеклассников.
В таблице 10 нами представлены изменения жизненных целей старшеклассников, вовлеченных в экспериментальную деятельность.
Таблица 10 Изменение жизненных целей учащихся в ходе экспериментальной работы
№ п/п |
Жизненные цели |
Число выборов | |
9 кл. |
11 кл. | ||
1. |
Получить образование |
167 |
167 |
2. |
Иметь хорошую семью |
134 |
167 |
3. |
Крепкое здоровье |
129 |
137 |
4. |
Иметь много верных друзей |
123 |
167 |
5. |
Найти хорошую работу |
139 |
167 |
6. |
Добиться уважения |
141 |
167 |
7. |
Добиться престижа |
160 |
159 |
8. |
Быть свободной личностью |
137 |
167 |
9. |
Стать известным |
152 |
130 |
10. |
Быть богатым |
159 |
167 |
11. |
Творить добро |
93 |
134 |
12. |
Сделать карьеру |
143 |
148 |
13. |
Жить по совести |
125 |
151 |
14. |
Проявлять чуткость и милосердие |
92 |
159 |
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что у учащихся стали преобладать нравственные цели жизненных планов: творить добро, создать хорошую семью, жить по совести, проявлять чуткость и милосердие, быть уважаемой личностью и т.д.
Создавая условия для реализации исследуемой проблемы, мы испытывали и сложности в экспериментальной деятельности. Как выяснилось, высокий уровень тревожности и низкая сплоченность классного коллектива достаточно долгое время мешали в работе классного руководителя. Приходилось постоянно искать новые пути, формы, методы и приемы работы с учащимися, родителями и учителями предметниками. Нередко приходилось испытывать внутренне скрытое и явное сопротивление некоторых старшеклассников в сплочении классного коллектива. После каждого проведенного мероприятия, классного часа, похода, экскурсии проводился рефлексивный анализ сделанного, анализировались успехи и неудачи, рассматривались причины неудавшегося и использовались новые пути решения проблем совместно всем коллективом и в индивидуальной работе, что потом высоко оценивали школьники. Приведем выдержки из ответов выпускников: Анна А.: «Встречи в нашем клубе помогли мне раскрыться, стать лучше и терпимее». Семен Р.: «Хотя в жизни и нет идеальных людей, наша жизнь в классе была настоящим островком счастья, добра и справедливости». Станислав Ф.: «Проигрывая различные ситуации в деловых играх, так хотелось стать лучше, как никогда этого не хотелось». Евгений Д.: «Наши все дела позволили мне избавиться от гордыни и увидеть, что рядом не такие уж и плохие люди, а во многом даже лучше и чище меня. Я стал более раскрепощенным». Жанна С.: «Моя ответственность выросла в 5 раз. Очень не хотелось подводить себя и ребят, готовя какое-либо мероприятие».
Новое в образовании:
Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с
общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...
Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего
дошкольного
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах ...
Проблемы физического воспитания в республике Беларусь
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами ...